На овладение письмом

Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонаматическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Для общего недоразвития речи характерными признаками являются: позднее ее появление (нередко лишь к 7— 8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. При общем недоразвитии речи наблюдаются сложные и стойкие нарушения

письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи ребенка и их взаимодействия.

Недоразвитие речи имеет различное происхождение и, соответственно, различную структуру аномальных ее проявлений[3]. Оставляя пока в стороне вопрос о факторах, определяющих различные формы недоразвития речи, перейдем к общей характеристике его проявлений.

В нашем описании мы пользуемся материалами изучения речи и письма воспитанников школы-клиники Института дефектологии, а также детей, исследованных нами в условиях консультационных обращений. В этой главе мы почти не касаемся изменений, происходивших в ходе обучения этих детей. Наша задача — отразить состояние их устной и письменной речи в момент первичного обращения.

Как наказывает изучение, речевое недоразвитие имеет различное выражение. У одних детей речь в ее общепринятых формах вовсе отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более сформированной при наличии в ней, однако, признаков значительного отставания от нормы.

В соответствии с этим мы наблюдаем и различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью.

Все многообразие степеней речевого недоразвития мы разбили условно на три уровня: отсутствие общеупотребительной речи, начатки общеупотребительной речи, развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Выделенные уровни сами по себе не представляют чего-либо специфического. Они не выходят за рамки обычного пути речевого развития от ее элементарных форм к более сложным. Своеобразие состоит в позднем начале этого пути. Отмеченные нами уровни наблюдались у детей от 7 до 14 лет, обладающих, в силу своего возрастного опыта, целым рядом приспособительных способов пользования своей неразвитой речью. Этих и других особенностей психики, связанных с реакцией на дефект, мы здесь не касаемся. В данной главе мы сосредоточиваем свое описание только на общей характеристике степеней недоразвития речи и письма. Степени речевого недоразвития не представляют собой застывших образований. В каждом из них находим элементы предыдущего и последующего уровней. Новые элементы сначала вкрапливаются, а затем вытесняют предшествующие формы. В реальной действительности мы редко имеем дело с чистым выражением какого-либо определенного уровня. Чаще можно встретить переходные состояния, в которых сочетаются черты нового уровня наряду с еще неизжитым проявлением более ранних образований. Мы будем иметь в виду лишь основные тенденции развития, определяющие характерные черты каждого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: