Заключение

Итак, усвоение письма уходит своими корнями глубоко в область овладения устным словом. Тот факт, что нарушения письма тесно связаны с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития речи, является одним из доказательств этого положения.

Таков основной вывод, к которому приводит нас исследование. Этот вывод, устанавливающий зависимость нарушений письма от недоразвития речи, вносит существенные изменения в содержание логопедической науки. Если раньше к области логопедии относили только нарушения устной речи, то наши исследования дают все необходимые основания отнести к логопедии и явления нарушений письма. Это означает появление нового раздела науки, расширение сферы ее применения.

То обстоятельство, что логопедия долгое время не включала в себя вопросов нарушений письма, связано с разрозненным симптоматическим рассмотрением речевых аномалий, в свою очередь обусловленным упрощенными представлениями о сущности и природе речевой деятельности. Речь рассматривалась по преимуществу со стороны участвующих в образовании звука мышечных движений. Содержание логопедии исчерпывалось выработкой приемов коррекции устной речи, по преимуществу касающихся произношения и речевого дыхания. Задача ограничивалась симптоматическими тренировочными упражнениями, проведение которых приравнивалось к лечебной процедуре и часто поручалось не педагогу, а лицам, имеющим среднюю медицинскую квалификацию.

При таком подходе, разумеется, совершенно не учитывалась связь между развитием устной и письменной речи, а дефекты письма не входили в круг вопросов, разрабатываемых логопедией.

Фактический материал, накопленный в ходе генетического анализа, клинического и массового изучения, позволяет рассматривать нарушения письма как одну из новых проблем логопедии.

Проследим основные линии нашего исследования, с тем чтобы подытожить выявленные в нем закономерности связи речи и письма.

Одним из существенных для нашего исследования понятия является понятие готовности к письму, которое побудило нас заинтересоваться вопросом о путях усвоения речи ребенком до поступления в школу.

В этой части исследования мы поставили своей целью проанализировать речевое развитие ребенка в аспекте, наименее разработанном в литературе и вместе с тем имеющем принципиальное методологическое значение. Была еде чана попытка вскрыть проявления взаимодействия различных сторон речи и связанное с ним движение речевого развития. Адекватным этой задаче оказался такой способ накопления и рассмотрения фактов, который позволил группировать их в логике синхронно связанных между собой проявлений фонетического и лексико-грамматического развития при помощи анализа «горизонтальных срезов» удается выявить некоторые психологические механизмы перекрестного влияния и взаимообусловленности различных компонентов речевой деятельности. В ходе изучения выявилось особое значение узловых образований, при помощи которых осуществляется взаимосвязь между ними. К ним следует отнести, например, роль слоговой структуры слова, служащей первичной опорой как звукового, так и морфологического анализа.

Изучение, проведенное с позиций единства и взаимодействия фонетических и смысловых компонентов речи, освещенное в главе «Предпосылки усвоения письма, формирующиеся в процессе развития устной речи», позволяет выделить и подчеркнуть познавательное содержание процессов, совершающихся в период овладения устной речью. В условиях первичной неосознанной и подчас наивной логической обработки языкового материала ребенка постепенно происходит накопление необходимых для последующего обучения письму звуковых и морфологических обобщений.

К началу школьного обучения одни дети приходят с большим, другие с меньшим опытом познавательной работы и наблюдений над языком и, следовательно, различной речевой зрелостью и готовностью к обучению грамоте.

Во всем последующем изложении, в котором подвергаются обсуждению нарушения письма, понятие готовности речевого развития, обоснованное в этой главе, является ведущим. Отклонения в усвоении письма наблюдаются там, где эта готовность оказывается недостаточной. Таково общее направление осмысления фактов аномального развития речи и письма. Не останавливаясь на переходных состояниях, мы выделяем три основных уровня недоразвития речи, влекущие за собой нарушения письма различной тяжести. Всестороннее описание особенностей лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития на каждом из уровней позволяет раскрыть закономерный характер выделяемых нами степеней нарушения развития речи и письма

В свете материалов исследования аграфия и дисграфия выступают не только как формы нарушения письма, но и как явления, отражающие различную степень подготовленности речи к усвоению письма. Большое значение мы придаем фактам, позволяющим понять не только затруднения в усвоении первоначальной грамоты, но и затруднения в усвоении правописания. Наряду с нарушениями звукового анализа, которые отмечались нами и в предыдущих исследованиях, возникает возможность указать на особое значение морфологического анализа для усвоения письма. Различные степени речевого недоразвития в главе «Изменение проявлений нарушений речи и письма вне специального обучения» освещаются под другим углом зрения. В этой главе приводится материал, который позволяет «заглянуть в будущее» тех детей, которые обнаруживают недоразвитие речи в младшем школьном возрасте и специальному обучению не подвергаются как показывает повторная проверка речи и письма таких детей, следы недоразвития речи остаются в этих случаях до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Чем старше ребенок, тем более тонкими, иногда малоуловимыми, оказывались эти следы. Грубые проявления дефекта обычно исчезают, однако орфографические затруднения проявляются с особенной силой.

В этой главе находят объяснение случаи с относительно развитой речью при резких нарушениях письма. Изучение показывает, что сюда относится та степень недоразвития, при которой грубые проявления речевого дефекта уже преодолены, но сохраняются его остаточные признаки.

Указание на различные степени нарушений письма, детерминированные глубиной речевого недоразвития, позволяет обосновать пути построения фронтального содержания специального обучения. Другая сторона педагогического процесса, относящаяся к индивидуализации подхода, обосновывается в следующей части исследования. Она затрагивает вопрос о разнообразной природе недоразвития речи у детей, об индивидуальных особенностях психики, способствующих преодолению дефекта или затрудняющих это преодоление.

Подтверждая общую идею тесной связи развития речи и письма, описываемые в этой главе случаи позволяют наряду с этим более дифференцирование подойти к пониманию качественного своеобразия нарушений письма в разных случаях. Если в предыдущей главе мы ограничивались характеристикой степеней нарушения безотносительно к его природе, то теперь возникает возможность говорить о различном «значении» нарушения отдельных компонентов речевой деятельности, об индивидуальных особенностях компенсации, возникает возможность анализировать обусловленную этим структуру дефекта письма.

В зависимости от того, какое звено речевой системы ближе всего стоит к первооснове дефекта и, наоборот, какое из этих звеньев стоит дальше всего от него, находится и качественное выражение затруднений письма.

Подход к пониманию нарушений письма как к проявлению речевого недоразвития обосновывается в работе и путем переосмысления общеизвестных явлений, на первый взгляд как бы подтверждающих оптическую природу изучаемых нарушений. Этому посвящено, например, описание случая оптической агнозии, составляющей редчайшее явление среди изученных нами детей. Показано, что в этих случаях действительно имеют место нарушения письма, но что они связаны с отклонениями зрительного восприятия сложными связями развития, а не непосредственно. Основным, определяющим в картине письма были не только графические дефекты (они сравнительно скоро преодолевались), но и резко выраженное семантическое его отставание, в свою очередь обусловленное интеллектуальным и общим речевым недоразвитием, неминуемо возникающим при зрительной агнозии у детей.

Вопрос о роли оптических затруднений затрагивается в главах «Состояние чтения у детей с нарушениями речи и письма» и «О природе графических ошибок». В первой из этих глав вскрывается тесная связь, существующая между нарушениями чтения, письма и недоразвитием речи. Тем самым снова показана несостоятельность оптической теории и подтверждается языковая природа изучаемых нарушений.

Материалы этой главы свидетельствуют о тесной связи между нарушениями чтения и письма, системно опосредованной речевыми нарушениями. Тем самым обосновывается принципиально важное для нас положение о взаимодействии специальной работы по речи, чтению и письму, помогающее преодолеть разрыв, существующий в рассмотрении недостатков чтения и письма, установить общие истоки обоих процессов, лежащие в речевом развитии. Это позволяет выдвинуть задачу разработки единой системы исправления недостатков речи, чтения и письма.

Факты, изложенные в главе «О природе графических ошибок», опровергают мнение о якобы бесспорно оптической природе графических ошибок. Раскрытие подлинного происхождения этих ошибок служит еще одним доказательством в пользу языковой теории.

В главах, посвященных клиническому исследованию, мы стремились осветить закономерности, которые наблюдаются при тяжелых нарушениях письма. Но обнаруженные нами связи между нарушениями речи и затруднениями в усвоении письма в той или иной степени проявляются и у некоторых учащихся массовых школ. В клинику обычно попадали дети, направленные из массовой школы как неуспевающие ученики, второгодники, третьегодники и т. д. Многие из них, как мы убеждались, могли бы удержаться в массовой школе при условии рационально организованных дополнительных занятий на логопедическом пункте или с учителем.

В главе «Связь орфографических затруднений у учащихся массовой школы с нарушениями речи» приводится большой цифровой материал, опираясь на который мы можем утверждать, что орфографические затруднения многих детей имеют своим источником нарушения речи, либо вовсе непреодоленные, либо преодоленные неполностью.

Результаты исследований, проведенных в I—IV классах, свидетельствуют о целесообразности изучения и преодоления неуспеваемости ряда учащихся с учетом имеющейся связи ее с особенностями речевого развития. В нем мы видим ключ к изживанию одной из важных причин неуспеваемости.

Разработка вопроса о генезисе орфографических затруднений в данном направлении может оказаться продуктивной не только для специальной педагогики, но и для общей теории и методики обучения русскому языку в школе.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. II. М., Учпедгиз, 1954.

Алуф К. К вопросу об алексии. Труды 1-го Поволжского съезда врачей в Казани. Казань, 1923.

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. «Известия АПН РСФСР», |1955, вып. 70.

Ананьев Б. Г. О преемственности в обучении. «Советская педагогика», 1953, № 2.

Ананьев Б.Г. и Попова А.Н. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте. «Известия АПИ РСФСР», 1950, вып. 26.

Артемов В.А. Изучение звукового состава языка. «Ученые записки 1-го МГПИИЯ». Т. VIII. 1954.

Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. изд. 2-е. М., Учпедгиз, 1947.

Барановскии Е.Я. Аграфические нарушения при корковых очагах различной локализации. К учению об интеграции и дезинтеграции функции письма. «Труды Украинского психоневрологического института». Т. XXII. 1947.

Баринова Е.А. и др. Воспитание культуры речи. Л., Учпедгиз, 1955.

Бархударов С.Г. Основы преподавания русского языка в школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

Беин Э.С. О диссоциациях письма при афазиях. «Журнал невропатологии я психиатрии им. Корсакова». Т. 54..1954, вып. 12.

Белоус В.М. Роль зрительных восприятий в развитии речи у детей. Канд. дисс. М., 1941.

Бельтюков В.И. и Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М., изд-во АНН РСФСР, 1958.

Беркан Освальд. О расстройствах речи и письма. Новые методы лечения заикания. М., 1892.

Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению. М., 1937.

Благовещенский В.Н. Детская речь. «Русский филологический вестник». Т. XVI, 1885.

Блинков С.М. О нарушении письма при поражении теменной доли. «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 15.

Блинков С.М., Завьялова Е.Н., Мохова Т.Н., Шиф Ж.И. Восстановление речи в случае афазии с зеркальным чтением и письмом. «Известия АПН РСФСР», 1945, вып. 2.

Богланов-Березовский М.В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. Спб., 1909.

Богородицкий В.А. Лекции по общему языковедению. Изд. 2, Казань,.1915.

Богородицкй и В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. Изд. 4. М., Учпедгиз, 1939.

Богоявленский Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. «Вопросы психологии», 1958, № 4.

Богоявленский Д.Н. К психологии усвоения безударных гласных. «Известия АПН РСФСР», 1947,вып. 12.

Богоявленский Д.Н. Правописание как сознательный навык. «Известия АПН РСФСР», 1947, выл. 12.

Богоявленскии Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

Богоявленскии Д.Н. и Одинцова В.Н. Роль овладения семантикой языка в усвоении орфографии. «Известия АПН РСФСР», 11956, вып. 78.

Бодуэн-де-Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. Спб., 1912.

Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. «Известия АПН РСФСР», 1946, вып. 3.

Божович Л.И. Психологический анализ употребления правила на безударные гласные корня. «Советская педагогика». № 5—6,1957.

Боскис Р.М. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора. М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

Боскис Р.М., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте. «Советская педагогика», № 6, 1938.

Боскис Р.М., Левина Р.Е. Об одной из форм акустической агнозии. Журн. «Невропатология, психиатрия, психогигиена». Т. V. 11936, вып. 5.

Бондаренко Е.Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюстей «а расстройства речи и методы леченияих.«Труды научной сессии по дефектологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

Бочарова Е.Г. Опыт работы с дисграфиками. Харьков. 1940.

Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., Учпедгиз, 1941.

Вахтеров В.П. Заметки о преподавании русского языка на первой ступени обучения. Журн. «Русская школа», 1899, № 5—6.

ВиноградовВ.В. Понятие внутренних законов развития языка в общей системе марксистского языкознания. «Вопросы языкознания», 1952, № 2.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М—Л., Учпедгиз, 1947.

Власова Т.А. Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка. М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

Вопросы логопедии. (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов.) Сборник статей под рад. Р. Е. Левиной. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. Сборник статей под ред. Д.Н. Богоявленского. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

Вопросы психологии обучения чтению и письму; Под ред. Егорова Т. Г. и Гурьянова Е. В. «Известия АПН РСФСР», 1952, вып., 42.

Воскресенская А.И. и 3акожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. Изд. 3. М., Учпедгиз, 1958.

Выготскии Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка. М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

Выготскии Л.С. Предыстория письменной речи. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.—Л., Учпедгиз, 1935.

Гвоздев А.Н. Вопросы современной орфографии и методики ее преподавания. М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

Гвоздев А.Н. Наблюдения над языком маленьких детей. «Русский язык в советской школе», 1929, № 5.

Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. Изд. 4. М., Учпедлиз, 1964.

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1—2. М., Учпедгиз,,1958.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.—Л., язд-во АПН РСФСР, 1948.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка. В кн.: «Детская речь». М., 1927.

Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. Л— М., изд-во АПН РСФСР, 1949.

Гмурман В.Е. К психологии усвоения орфографических правил. «Советская педагогика», 1946, № 4—5.

Гмурман В.Е. Основные вопросы методики обучения грамоте. «Советская педагогика», 1939, № 8—9.

Гнездилов М.Ф. Развитие письменной речи у умственно отсталого школьника. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1946, вып. 4.

Горфункель П.Л. Опыт исследования зрительных компонентов в первоиачальных навыках письма. «Известия АПН РСФСР», 1956, вып. 86.

Грот Я.К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Спб., 1876.

Гурьянов Е.В. Психология обучения письму М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1952.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз. 1956.

Добромыслов В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. (Морфология.) М., изд-во АПН РСФСР, 1954.

Дульнев Г.М. К психологическому анализу речевых расстройств у детей. «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 15.

Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей М„ изд-во АПН РСФСР, 1957.

Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения. «Известия АПН РСФСР», 1945, вып. 1.

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов. «Известия АПН РСФСР», 1956, вып. 78.

Жуйков С.Ф. К психологии формирования орфографических навыков, «Известия АПН РСФСР», 1957, вып. 80.

Жуйков С.Ф. К характеристике процессов абстрагирования и обобщения при усвоении грамматики. «Вопросы психологии», 1958, № 6.

Завьялова Е.Н. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в процессе обучения их грамоте. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1952, вып. 1.

3акожурникова М.Л., Рождественский Н.С. Грамматика, правописание и развитие речи учащихся в третьих классах начальной школы. Изд. 3. М., Учпедгиз, 1957.

3акожурникова М.Л., Рождественский Н.С. Грамматика, правописание и развитие речи учащихся в четвертых классах начальной школы. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1957.

Занков Л.В. Проблемы речи, ее расстройство и восстановление. «Известия АПН РСФСР», 1945, вып. 2.

3анков Л.В., Гнездилов М.Ф. Развитие устной и письменной речи школьника (нормального и дебильного). Новые пути в дефектологии. М., Учпедгиз, 1935.

Запорожец А.В. Изменения взаимоотношения двух сигнальных систем в процессе развития ребенка дошкольника. В кн.: «Доклады на совещании по вопросам психологии». М., 1954.

Здоров А.Е. Рефлексологическое обоснование обучения чтению. М.—Л., 1926.

Земцова М.И. Компенсация слепоты. М., изд-во АПН РСФОР,1948.

Зыков С.Д. Обучение глухонемых грамоте. М., изд-во АПН РСФСР, 1947.

Иванов С.П. Развитие речи в связи с изучением грамматики в средней школе. Л., Учпедгиз, 1956.

Из опыта логопедической работы. (Сборник статей.) Под ред. Ф.А. Рау, М.М. Сироткина. М., изд-во АПН РСФСР, 1955.

Из опыта логопедической работы. Под ред. М.М. Сироткина. М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

Ипполитова А.Г. Некоторые вопросы взаимосвязи и взаимозависимости звуков при коррекции произношения. В кн.: «Труды научной сессии по дефектологии». М, изд-во АПН РСФСР, 1957.

Итина Р.Е. Методические указания к исправлению дисграфии. В кн.: «Труды Ленинградского научно-практического института слуха и речи». Т. IV. 1940.

Кадочкин Л.Н. Роль усиления речевых кинестезии в процессе формирования орфографических навыков. Куйбышев, 1953.

Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. Л., Учпедгиз, 1956.

Карпов И.В. Психологические ооновы развития речи учащихся. В сб.: «Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе». М., изд-во АПН РСФСР, 1954.

Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. М., Медгиз, 1951.

Квинт Л.А. Речевые аномалии у детей школьного возраста и борьба с ними. В кн. «Вопросы нормальной и патологической психологии». Харьков, 1928.

Кеменова А.В., Кузьмина А.А. Методические указания к преподаванию русского языка и I классе. Изд. 3. М., Учпедгиз, 1957.

Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. М.—Л., Учпедгиз,.1949.

Красногорский Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике. «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова». Т. 1. Вып. 6. М., изд-во АПН РСФСР, 1951.

Красногорский Н.И. Новые исследования по изучению речевой деятельности у детей. В кн.: «Всесоюзный съезд детских врачей». Тезисы докладов. М., Медгиз, 1957.

Кроль М.Б. Новое в учении об афазии, агнозии, апраксии. М., Госиздат, 1934.

Крупская Н.К. О преподавании русского языка. Пед. соч. Т. 3, М.. пзд-во АПН РСФСР. 1959.

Крушевскии Н.В. Очерки науки о языке. Казань, 1883.

Крючков С.Е. и др. Грамматика и правописание. Пособие для V—VIII классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. М., Учпедгиз, 1960.

Кузнецов П.С. У истоков русской грамматической мысли. М., изд-во АН СССР, 1958.

КустареваВ. А. Виды работ по развитию речи у учащихся в связи с обучением орфографии. Смоленск, 1958.

Лебединскии М.С. Афазия, апраксия и агнозия. Харьков, 1941.

Лебединский М.С. Материалы к психологической характеристике алексии у афазиков. «Советская психоневрология», 1934, № 4.

Лебединский М.С. Опыт исследования дифференцирования слов. В кн.: «Материалы совещания по психологии» (1955, 1— 6 июля). М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

Лебединский М.С. Психологический анализ случая сенсорной афазии. «Невропатология, психиатрия и психогигиена». Т. V..1936, вып. 4.

Левоневский В. Материалы к вопросу о психическом развитии ребенка в течение второго года жизни. «Русская школа», 1911, № 5—6.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей. «Вопросы психологии», 1960, № 1.

Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР», 1947, вып. 7. Логопедическая работа в школе. Сборник статей в помощь учителю-логопеду. Под ред. Р. Е. Левиной М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

Лурия А.Р. О патологии грамматических операций «Известия АПН РСФСР», 1946, № 3.

Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

Лурия А.Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. М., изд-во АПН, 1947.

Люблинская А.А. О готовности детей к обучению в I классе школы. «Известия АПН РСФСР», 1953, вып. 49.

Люблинская А.А. Работа над грамматикой и правописанием в общей системе учебно-воспитательной работы в I классе. «Известия АПН РСФСР», 1955, № 70.

Ляпидевский С.С. Дисграфия у детей и их патофизиологический анализ. В сб.: «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1953, вып. 3.

Манасеина М.М. О письме вообще, о зеркальном письме в частности и о роли обоих полушарий большого мозга. Патолого-физиологическое исследование. Спб., 1883.

Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. Изд. 3-е. М., Учпедгиз, 1959.

Мдивани К.Д. Психологические вопросы развития письменной речи (на грузинском языке). «Психология». Т. 10. Тбилиси, 1956.

Менчинская Н.А. К проблеме психологии усвоения знаний. «Известия АПН РСФСР», 1954, вып. 61.

Меиман Э. Лекции по экспериментальной педагогике, М.. изд-во МИР, 1917.

Методисты советской начальной школы. Сборник статей. Составитель С.П. Редозубов. М., Учпедгиз, 1953.

Мнухин С.С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей. В кн.: «Нервные и психические заболевания в условиях военного времени». Л., 1948.

Мнухин С.С. О врожденной алексин и аграфии. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена». Т. III. 1934, вып. 2-3.

Модель М.К вопросу о зеркальном письме. «Невропатология и психиатрия», 1923.

Морозова Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте. В сб.: «Очерки психологии детей». М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

Мосиава А.Н. Психологический анализ процесса письма. «Труды Института психологии Грузинской ССР». Т. VIII. 1953 (на грузинском языке).

Надолечныи М. Психология и физиология речевого развития. «Вопросы дефектологии», 1930, № 7.

Назарова Л.К. Предупреждение ошибок в письме первоклассников. М., изд-во АПН РСФСР, 1954.

Назарова Л.К. Предупреждение ошибок в письме учащихся II класса. М изд-во АПН РСФСР, 1954.

Назарова Л.К. Предупреждение ошибок в письме учащихся III и IV классов. М, изд-во АПН РСФСР, 1958.

Недостатки речи и письма у детей. Из опыта логопедической работы. Сборник статей под ред. Р. Е. Левиной. М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

Неёлова 3.Г. Орфография и развитие речи на уроках русского языка в пятом классе. Тула, 1956.

Олтушевскии В.Ф. Краткий взгляд на патологию речи и ее значение. Спб., 1898.

Орлова А.М. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чутья языка». «Вопросы психологии», 1955, №.

Орфинская В.И. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. «Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена» Т. 53. 1946.

Пале И.Р. Орфоэпия в средней школе. «Русский язык в школе», 1958, № 4.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 4. Изд. 2. М., изд-во АН СССР.

Павловские среды. Т. 1—3. М., изд-во АН СССР, 1949.

Петрова В.И. К характеристике орфографических навыков у учащихся различных ступеней обучения. Автореферат канд. дисс. М.,:1953.

Петрова В.И. О соотношении орфографического правила и навыка. «Вопросы психологии», 1957,.№ 2.

Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. Вып. 1, 2. М., Госпздат, 1930.

Пешковский А.М. Избранные труды. М., Учпедгиз, 1959.

Пешковский А.М. Методическое приложение к книге «Наш язык». М., 1923.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 6. М., Учпедгиз, 1938.

Пешковскии А.М. Школьная и научная грамматика. Изд. 5. М., «Работник просвещения», 1925.

Полтынченко Е.С. Орфографический и речевой режим в школе. Воронеж, 1950.

Поздняков Н.С. Методика обучения орфографии в начальной школе. М., Учпедгиз, 1944.

Положение о логопедических пунктах при средних школах. (Управление школ Министерства просвещения РСФСР.) М., Учпедгиз, 1949.

Попова А.А. Дефекты речи у школьников 1-й ступени 5-й советской трудовой школы в Москве. «Вопросы дефектологии», 1928, № 3.

Попова М.И. Грамматические элементы языка в речи детей преддошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1958, № 3.

Правдина О.В. К вопросу классификации речевых нарушений. «Труды научной сессии по дефектологии», М., 1957.

Пути достижения высокой успеваемости в школе. Сборник под ред. Н.К. Гончарова. М., изд-во АПН РСФСР, 1954.

Рабинович С.Я. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей. Л., 1938.

Рау Ф.А. Дефекты речи и борьба с ними у детей и подростков. «Вопросы дефектологии», 1928, № 1.

Рау Ф.А. О смешении звуков и букв и его устранении. «Вопросы дефектологии», 1928, №3.

Рау Ф.А., Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1955.

Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. М., изд-во АПН РСФСР, 1960.

Рацкая М.С. Частичная отсталость в чтении, письме и счислении. «Воспитание и обучение», 1927, № 1—2.

Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. Учебник для педучилищ. М., Учпедгиз, 1955.

Редозубов С.П. Основные вопросы преподавания русского языка в начальных классах школы. М., изд-во АПН РСФСР, 1951.

Редозубов С.П., Рождественский Н.С. О преподавании грамматики и обучении орфографии в начальной школе. Минск, Учпедгиз БССР, 1954.

Рождественскии Н.С. Взаимная связь занятий по грамматике, правописанию и развитию речи в III—IV классах. «Начальная школа», 1954, № 10.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1949.

Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении. «Вопросы языкознания», 1957, №2.

Рубинштейн С.Л. К психологии речи. «Ученые записки ЛГПИ им. Герцена». Т. 35. 1941.

Рыбяико Н.А. К вопросу об изучении языка русского ребенка. В кн.: «Проблемы современной психологии». Л., 1926.

Свидерская Е.Л. Словарная работа на уроках грамматики и орфографии. «Русский язык в школе», 1953, 5.

Семов А.И. Как повысить орфографическую грамотность учащихся начальных классов. «Начальная школа», 1953, № 4.

Сеченов И.М. Избранные произведения. Том I. «Физиология и психология». М., изд-во АН СССР, 1952.

Сикорский И.А. Изучение детской души. В кн.: «Вопросы педагогической патологии в семье и школе», под ред. Владимирского, Оршанского и др. Спб., 1912.

Сироткин М.М. О механизмах некоторых речевых ошибок. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1957, вып..111(79).

Сироткин М.М. Значение учения о высшей нервной деятельности в теории и практике логопедии. В кн.: «Труды научной сессии по дефектологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

Смирнова А.А. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками. «Советская педагогика», 1946, № 8—9.

Соловьев И.М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различия объектов. «Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии». Т. I. М., 1940.

Сорокина А.И. О преемственности между детским садом и школой. «Дошкольное воспитание», 1953, № 9.

Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И. П. Павлова. «Советская педагогика», 1951, № 7.

Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе русского языка. Спб., 1899.

Сухомлинскии В.А. Предупреждение орфографических ошибок в I—IV классах. «Начальная школц», 1952, № 2.

Текучев А.В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка. Изд. XI, 1908.

Ткачев Р.А. Врожденная алексия. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена». Т. II, 1933, вып. 10.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Изд. II. М., Учпедгиз, 1953.

Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Т. 1-2.,Пг 1915.

Трошин Г.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т.1. Процессы умственной жизни. Пг.,1915.

Ушаков М.В. Краткое введение в науку о языке. Изд. IX. М., 1912.

Ушаков М.В. Обучение орфографии в связи с развитием речи. М.—Л., изд-во АПН РСФСР, 1947.

Ушинский К.Д. Соч. Т. X. М.—Л, изд-во АПН РСФСР, 1950.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1945.

Ушинскии К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Спб., 1911.

Фармаковскии В.И. Методика правописания по воззрениям русских педагогов и по учению экспериментальной школы. Киев — Одесса, 1907.

Фейнберг И.А. К диагнозу и локализации расстройства звуковой и письменной речи. Спб., 1890.

Феофанов М.П. Об употреблении предлогов в детской речи. «Вопросы психологии», 1958, № 3.

Феофанов М.П. Психология письма. М., изд-во «Ранион», 1930.

Фирсов Г.П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

Флеров А.П. Наглядность письма в освещении современной психологии. Спб., 1912.

Флеров А.П. Психологические основы нового метода обучения правописанию. «Педагогический сборник», 1904, № 7, 8, 9.

Флоренская Ю. Клиника и терапия нарушений речи. М„ «Московский рабочий», 1949.

Фрадкина Ф.И. Возникновение речи ребенка. «Ученые записки кафедры психологии Ленинградокого государственного педагогического ин-та им. Герцена». Т. XII. Л., 1955.

Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ. Изд. 5. М., Учпедгиз, 1959.

Шапошников И.Н. Как обучать правописанию на первом году обучения. Изд. 2. М.—Л., 1927.

Швачкин Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 13.

Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. В кн.: «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста». М., 1948.

Швачкин Н.X. Фонематическое развитие детской речи. Канд. дисс. М, 1941.

Шиф Ж.И. О нарушениях сравнения при чтении. Опыт психологического анализа оптической алексии. «Известия АПН РСФСР», 1945, № 2.

Шуберт А.М. Динамика двуязычной алексии и аграфии при травме головного мозга. «Труды Центрального института психиатрии НКЗ РСФСР». Т.1. 1940.

Шиф Ж.И. К психологии овладения простейшими семантико-грамматическими формами. «Советская педагогика», 1944, № 10.

Щерба Л.В. О взаимоотношениях дисциплин, изучающих звуки речи. В кн.: «Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и тугоухих детей». М., Учпедгиз, 1936.

Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения. «Известия АН СССР». Отделение литературы и языка. Т. IV. 1945.

Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М—Л., изд-во АПН РСФСР, 1947.

Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912.

Щерба Л.В. Фонетика французского языка. Изд. 3-е, М, изд-во литер, на иностр языках, 1948

Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. «Вопросы психологии», 1956, № 5.

Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

Яунберзинь А. Опыт работы по исправлению дисграфии в звонких и глухих согласных. Рига, 1956


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: