Этапы управленческих решений

Очевидно, что прежде чем принимать решение необходимо проделать определенную предварительную работу, состоящую из нескольких этапов.

Первый этап состоит в построении информационной модели актуального состояния объекта управления. Очень часто руководители имеют искаженное представление о состоянии объекта управления. Как правило, положение дел приукрашивается. Руководитель несет личную ответственность за достоверность информации, на основе которой он принимает решение. Психологическим содержанием данной структурной единицы управленческой деятельности является критичность и самостоятельность мышления, что позволяет отделить достоверные факты от эмоциональной оценки.

Без четкого видения реальной ситуации любое принятое решение будет приводить к бессистемному воздействию на объект в целом.

Следующий этап будет заключаться в нахождении причин нынешнего состояния, при этом важно вскрыть их систему, определить главные и второстепенные причины. Типичной слабостью руководителя является стремление искать причины негативных моментов где угодно, но только не в своих собственных ошибках.

Третим этапом будет построение модели целей (ближайших, промежуточных и конечных). Все цели, последовательное достижение которых обеспечивает достижение конечной цели, называют промежуточными.

Цели: четкие, нечеткие- Недостижимые, несовместимые, противоречивые

В сложных системах не всегда удается однозначно определить цель в виде одномерной функции. Возникает необходимость одновременного достижения нескольких целей, совокупность которых можно рассматривать как некую общую цель системы. Если эти цели независимы и равнозначны, имеем многоцелевую систему. Если среди совокупностей целей одна доминирует по своему значению над другими, ее называют основой, а остальные дополнительными.

Чем выше уровень руководства, чем сложнее управляемая система, тем больше и разнообразнее множество факторов, которые нужно учитывать при определении ее цели. Одновременно тем большее значение имеет правильность определения цели, поскольку правильность ее выбора влияет на судьбы многих людей.

Задачи руководителя - суметь учесть все многообразие факторов внешней среды, от которых зависит функционирование системы на данном этапе ее развития, выработать правильную точку зрения на желаемый результат.

Четвертым этап принятия решения состоит в определении всех возможных способов или путей достижения цели, перехода в желаемое состояние. Здесь важно в максимальной степени обеспечить полноту этого множества возможных решений вплоть до допустимости его избыточности. Лучше включить для последующего рассмотрения несколько решений, кажущихся на первый взгляд непривлекательными, чем пропустить хотя бы одно действительно эффективное решение. Потери, связанные с анализом большого числа решений, чаще всего несоизмеримо меньше возможных потерь системы в результате случайного исключения решения, которое на самом деле является наилучшем.

Пятый этап заключается в выборе из множества возможных решений наилучшего в смысле эффективности достижения цели. Результатом именно этого этапа является единственное принятое решение. В этом смысле можно говорить, что в нем и заключается собственно принятие решений. Однако хотя этот этап действительно центральный без предыдущих этапов его осуществить невозможно, они все вместе составляют единый процесс.

Шестой этап заключается в реализации принятого решения. Хотя этот этап следует за уже принятым решением, он включается в процесс решения. Без него решение теряет смысл, превращается в беспредметное прожектерство. В результате принятого решения изменяется состояние системы.

Седьмой этап заключается в проверке эффективности принятого решения. Информация об этом новом состоянии, его осознание являются начальным этапом следующего цикла.

Умение четко учитывать все этапы немаловажный фактор для принятия эффективного решения, но важнейшим системообразующим фактором является сам человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: