Внимательное слушание подчиненного имеет сильное стимулирующее значение Руководитель, хочет он того или нет, сообщает о своем отношении к сотруднику, используя при этом также и невербальные средства общения — мимику, жесты и т.п. При неумении руководителя слушать подчиненного создается отрицательное отношение исполнителей к своему начальнику
Психологические барьеры общения
Барьеры общения
• Барьер темперамента
• Барьер характера
• Барьер интеллекта
• Барьер отрицательных эмоций
• Барьер восприятия
• Барьер техники и навыков общения
§ Барьер темперамента – несовместимые темпераменты: активный, общительный – пассивный, необщительный; эмоциональный, вспыльчивый – холодный, заторможенный и т.д.
§ Барьер характера
• Тяжелый характер: эгоизм, неадекватная самооценка, акцентуация (вспыльчивость, ранимость, обидчивость, обстоятельность, замкнутость, тревожность)
§ Барьер отрицательных эмоций
• Настроение
• Гнев
• Отвращение и брезгливость
• Презрение
• Страх
• Стыд
- Барьер восприятия
• Наличие установок и стереотипов
• Эффект ореола
• Эффект проецирования
• Эффект первичности
- Барьер техники и навыков общения
• Комплимент
• Улыбка
• Имя собеседника
• Повышение его значимости
Природа стрессов и техника их преодоления
Стресс (от английского stress-напряжение) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Этот термин впервые введён канадским учёным Гансом Селье в 1936 году, определившего стресс как реакцию напряжения, возникающую в обстоятельствах чрезвычайных и призванную мобилизовать защитные силы организма. Вызвать стресс могут воздействия различного рода - радость, испуг, горе, боль, холод, тепло, обезвоживание, отравление, травма, некоторые лекарства, психические потрясения и т. п. Раздражители, вызывающие стресс были названы Селье стрессорами.