Практика показывает, что успешно освоить новую должность могут только те руководители, которые способны адекватно реализовывать внутренние, психологические ресурсы личности, затрагивающие познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты личности на уровне понимания, отношения и деятельности.
Мотивация профессионального самосовершенствования у руководителя во многом определяется собственно мотивацией управленческой деятельности руководителей:
Мотивация власти, достижения, престижности, привлекательности, причастности, самоутверждения, самореализации, самолюбия, тщеславия
Мотивация к власти как проявление адекватного выражения собственной активности, способностей и возможностей или как проявления амбициозности, тщеславия. Больше доказать себе или окружающим.
Уровень развития мотивационно-целевой направленности определяется гуманистическим содержанием мировоззрения т.е. направленностью на развитие личности, ценностного отношения к проф. деятельности и личности подчиненного, наличие в структуре мотива потребности в саморазвитии
Мотивация самосовершенствования обусловлена внешними и внутренними детерминантами. Внешние детерминанты находятся в социальной среде и описываются как условия жизни и деятельности; внутренние детерминанты связаны с психологическими механизмами регуляции деятельности и поведения, индивидуально-личностными особенностями. Первые из них могут быть названы организационными, а вторые - психологическими. Для обозначения этих мотивационных факторов в психологической литературе используются такие понятия, как «отношение к труду», «личностная значимость деятельности», «профессиональная направленность личности» и т.д.
Типы мотивационного профиля руководителя:
1) процессуальный тип - ориентация на профессиональную компетентность и процесс самосовершенствования;
2)результативный тип - ориентация на конечную деятельность и выполнение требований организации;
3) мотивация вознаграждения - ориентация на ситуацию и свой успех в ее реализации;
4) избежание неприятностей - ориентация на минимально допустимое соблюдение норм и выполнение требований (отрицательный тип мотивации).
43. Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Этапы профессионализации:
· выбор профессии
· освоение профессии
· профессиональная адаптация
· выполнение профессиональной деятельности
Возможность более полного удовлетворения потребностей. Приобретение новых профессиональных знаний, навыков и умений. Формирование профессионально-важных качеств. Динамика развития профессиональных и личных качеств. Позитивный характер влияния профессиональной деятельности на личность. Индивидуальный стиль деятельности. Конформный и творческий стиль профессиональной адаптациии.
В качестве субъективных факторов, обусловливающих развитие личности и меру успешности профессиональной деятельности, рассматриваются мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество. При этом формы и способы развития и самосовершенствования личности в значительной степени определяются его концептуально-психологическим базисом, который в первую очередь предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.
Показатели профессионализма: высокая продуктивность, оптимальная интенсивность и напряженность, высокая точность и надежность, высокая организованность, высокая квалификация, низкая опосредованность (зависимость специалиста от внешних факторов), владение современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, высокая стабильность продуктивности, точности, надежности и организованности.