Антиклассицизм, порожденный микеланджеловским устремлениям, но доведенный до ожесточения вольностью трактовки и крайним субъективизмом

Отталкиваясь от Вазари слово «манера» понимается как «современная манера», что обозначало «победу» субъективного подхода художника над подражанием природе. Вазари превыше всего ценил равновесие манеры и правдоподобия – «вольность, которая не будучи правилом, была бы организована по правилам». Следовательно, маньеризм – это основной вариант внутри изобразительной культуры Возрождения, выражающий диалектику субъективного и объективного, индивидуальности и действительности.

Эти полюса стали разделяться уже с развитием гуманизма, так как подражание природе приняло форму идеального превосходства над ней. В творчестве Рафаэля и Браманте цель прочного равновесия казалось была достигнута, но результатом на самом деле явилось драматическое соотношение понятий, в отличие от средневековой трансценденной нерасчлененности сознания.

Выразителем этого течения становится Микеланджело в своих работах «Мадонна Дони», плафон Сикстинской капеллы и достигает вершины в гробницах Медичи во Флоренции и «Страшном суде».

Религиозная жизнь до и после Триденского собора по-разному интерпретировалась в творчестве художников и архитекторов. Известно о связях Микеланджело с пролютеранством. Протестанскому движению характерен ярко выраженный индивидуализм и интеллектуализм, которым соответствует эмоциональные и изощренные тенденции в искусстве.

Католицизм опирается на ясный и понятный народу художественный язык, доступный по форме и содержанию: светлая и набожная живопись Гауденцио, изысканное и всокомерное творчество Тициана \период «Мадонны Ка Пезаро» \. Обновленное чувство действительности рождалось живописью, где интенсивность цвета и ослепительные цветовые эффекты служат средством воплощения сдержанной динамики чувств.

Формалистический эстетизм характерен идеализацией, вычурностью и композиционными экспериментами. Таково творчество Пармиджамино \ ученик Корреджо,1503 –1540\: «Мадонна», фрески Санта Мария делла Стекката в Парме. Джулио Романо, работавший с Рафаэлем, является смелым экспериментатором, сознательно противореча правилам и мерам в архитектуре и росписях Палаццо Те, он придает строению естественный вид, напоминающий дикую природу.

Тенденции развития искусства в реформированной Европе, которые придут на смену витрувианскому академизму:

1. Рожденный фантазией компромисс между средой и рукотворными ухищрениями;

2. Поиск разнообразия в искажении форм;

3. Крайний вариант готического прошлого, как источник вдохновения;

4. Отказ от симметрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: