Общая характеристика эпохи.
Есть несколько теорий временного существования человека. Принято считать, что человек как вид существует 2,5 млн.лет –5 тыс. лет. Этот период принято именовать первобытно-общинным строем. В некоторых районах мира первобытные отношения сохраняются до сих пор.
Археологическая периодизация: каменный век – палеолит- 2,6 млн.лет – 12тысячелетие до н.э.
Мезолит 12 –7 тыс.лет до н.э.
Неолит 7-4 тыс.лет до н.э.
Меднокаменный - энеолит 4-2 тс. Лет до н.э.
Бронзовый век 2 –1 тыс. лет до н.э.
Железный век с 1- тысятелетия до н.э.
Человеческий род существует около 2,5 млн. лет, а человек разумный около 40 тыс. лет
Орудиями труда он пользуется 2 млн. лет.
Чем человек отличается от животных?
Человек умеет использовать символы. Речь – это форма символического выражения. Приведите примеры.
Что такое миф? Главная черта мифа – символизм. Чувственно-конкретный характер мифов.
Самые древние мифы – мифы о происхождении людей – антропогонические.
О возникновении животных - зооатропоморфнные.
Космогонические – о происхождении мира и вселенной.
Теогонические мифы – о происхождении богов.
Мифы о героях, календарные мифы.
Причины возникновения мифов: разум не терпит неизвестности.
Возникает религия. Ее функции – иллюзорно-компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная.
Наиболее древние формы религии: магия – действие, основанное на вере человека в свою способность символическими действиями оказывать влияние на естественный ход событий.
Первобытный человек чувствует потребность отметить видимыми знаками природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается великое наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки, резные работы, скульптура, керамика и предметы обихода, искусно выполненные, отражают стремление к красоте. «Искусство эпохи палеолита, судя по всему, исчезло вместе с самим палеолитом. Двадцать тысяч лет этой эпохи, продолжавшейся приблизительно от тридцатого до десятого тысячелетия до нашей эры, стали самым древним – и самым продолжительным – процессом развития искусства в истории человечества. Его эволюция была такой же последовательной, как и эволюция искусства последующих эпох.
В его истории различается длительный период детства, апогей, продолжавшийся примерно пять тысяч лет, и быстрый и постоянно ускорявшийся упадок. Следовательно, речь идет о нормальном искусстве, имевшем свой период поисков в начале, свою зрелость, свой особый опыт и даже свой академизм, который мог иногда казаться весьма скучным, если не был столь благоговейным». (Андре Леруа-Гуран.)
Искусство необходимо человеку, потому что его средствами он выражает собственную связь с окружающим миром. Человек начал испытывать потребность выразить мысли и эмоции сразу после своего появления на земле. Для него было настоятельной необходимостью отразить свой внутренний мир, передать в изображении то, что у него было в воображении.
Выразить – значит заменить одну реальность другой, имеющей совсем иную природу. Первые изображения могли появиться тогда, когда человек начал развивать свою способность мыслить и мыслить абстрактно.
Вначале был знак, порожденный необходимостью заявить права обладания территорией – отпечатки человеческой руки. Когда охота стала основным занятием, появились изображения животных, выполненные с помощью осколков камня, и настенной живописью с использованием природных красок: угля, земли, соков растений. Искусство примитивных охотников верхнего палеолита рождалось из магических нужд, желания обеспечить успех в охоте.
Когда охотники превратились в земледельцев (неолит), восприятие мира стало статическим: наскальное искусство сошло на нет с появлением письменности.
Язык изображений – это дописьменная форма коммуникации, архив сведений по ранним этапам истории человечества.
Проблема датировки: старая система – ориньяк, мадлен и т.п. – связана с техникой изготовления каменных орудий. Новая (Леруа-Гуран и Анати, ученые) связана с социально – экономическими стадиями развития, с которыми содержание, техники и стили находятся в тесной связи. Представлены пять основных мотивов (человеческие фигуры, животные, орудия труда, изображения местности, символы и идеограммы) и два основных жанра: «движимый» (резные или глиняные предметы) и «недвижимый» (наскальная живопись или резные изображения).
Топографические композиции.
В наскальном искусстве отсутствуют пейзажи, но встречаются топографические композиции: загоны для животных, «карты» поселений и городов. Карта из Бедолины (эпоха бронзы, 3-1века до н.э.), Итальянские Альпы; на озере Байкал в Сибири, Чатал-Хююка, Турция, Джебель-Амуд, Иордания (эпоха меди, энеолит, 4век до н.э.).
Преемственность. В некоторых скалах или пещерах происходило наложение резных изображений или рисунков – этого требовала непрерывность культа. В Австралии (пещера Гайант- Хорс) древние композиции подновляются до сих пор: десять слоев росписи с 20 тысячелетия до нашей эры по настоящее время.
Наскальное искусство.
Особенности: редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами, пейзажи, растения, плоды и цветы;
в групповых композициях рядом с фигурами крупных животных изображаются немногие человеческие фигуры, около маленьких фигурок животных – многочисленные человеческие фигурки;
у ранних охотников существуют пары господствующих видов животных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.
Великое искусство рождается в верхнем палеолите. В Африке, к югу от Сахары, встречаются монохромные изображения (черные и желтые) и граффити ранних охотников в гранитных пещерах, в галереях из песчаника и на лавовых стенах. На них накладываются полихромные произведения последующих эпох: идеограммы и рисунки, отпечатки рук и немногочисленные маленькие человеческие фигурки с преобладающим изображением пары слон – жираф (стадия крупных животных). Предполагается, что человек разумный происходящий из Африки ввел в Европу представление об искусстве и умение создавать его произведения: 200 известных пещер и стоянок с произведениями палеолитического искусства, из кот. 120 – во Франции, 55 в Испании, в Италии, Румынии, Португалии и России.
Древний верхний палеолит, ориньяк – это вырезанные из камня реалистические сексуальные изображения и профили животных. В росписи использовали различные оттенки охры (желтой, красной, фиолетовой) и черную двуокись марганца в смеси с жиром и размазывали краски по поверхности руками, с помощью палочки или иных приспособлений.
В «архаический» период (солютре – начало мадлен) появляются барельефы животных на крупных каменных глыбах и большие комплексы рисунков и резных изображений в пещерных «святилищах» (Ласко, Шове, Коске), на которых фигуры животных и людей выполнены согласно строгим стилистическим канонам.
В «классический» период (верхний мадлен) – точное воспроизведение реальности: были высечены большие украшения над убежищами (Кап Блан, Франция) и расписаны фресками многочисленные гроты (Труа Фрэр, Альтамира). На Ближнем и Среднем Востоке искусство представлено резными изображениями в Центральной Аравии. На Дальнем Востоке палеолит продолжался до 33000 до н.э. (Индия, Китай); в Австралии до 20000 до н.э. в «макаронном» стиле. Верхний палеолит распространился до 10000до н.э. повсюду, кроме Австралии, где он продолжался до прихода европейцев. В Америке получила развитие особенно культура Тольденс (Патагония) с пещерами и убежищами, изобилующими негативными отпечатками рук.
В Африке ранних охотников сменили примитивные собиратели плодов диких растений, изображавшие танцовщиков, ветви, плоды, листву – стадия «духов», 12000 –6000. В Сахаре этому периоду соответствует «поздняя буйволиная стадия» (9000 –8000), за ней следует стадия «круглых голов» (8000-6000).
Стиль «динамичный реализм» – стадия развитого охотничьего хозяйства, преднеолита (Сахара, 5000-1000), последняя стадия до начала нашей эры. В Европе (восток Испании, Италия) получил развитие статичный натуралистический стиль, для которого характерны крупные животные, африканское происхождение которого четко прослеживается. В Скандинавии и Сибири наряду с животными встречаются речные суда.
С началом земледелия технология совершенствовалась параллельно с развитием общества. Наскальное искусство пришло в упадок, так как утратило свою коммуникативную функцию, но его стилистические приемы и темы перешли в искусство керамики. В Южной Африке рисунки встречаются в пещерах, в которых погребали своих мертвых охотники – собиратели (культура пиалы). В Северной Африке наиболее древние граффити представляют простые контуры человеческих фигур и вымерших животных (большерогий буйвол) или животных. В Египте самые древние граффити имели более натуралистический характер. Здесь уже в 8000 до н.э. произошел переход к энеолиту с началом великого египетского искусства. Керамические формы развивались под знаком преемственности, «но когда спустя тысячелетия, возникло протодинастическое искусство, словно бы вышла из тьмы архитектура, уже зрелая и блистательная».
Животные.
Животные были излюбленным сюжетом охотников и пастухов – скотоводов. Их изображения выполнялись с такой тщательностью, что мы можем узнать существующие по сей день виды и получить информацию о внешнем облике вымерших: пещерного медведя, пещерного льва, саблезубого тигра, мамонта, гигантского оленя. В Европе предпочитали изображать лошадей, бизонов, мамонтов, северных оленей, быков, кабанов, рыб, угрей, птиц - «желанных» животных. «Нежеланные» животные (львы, тигры, гиены, шакалы, волки, змеи) связываются с опасностью. Исходящей от обряда материализации, который был призван дать человеку власть над изображенным существом. В Африке роскошная речная и озерная фауна. Животные прерий и саванн оживают в рисунках, оставленных на камне скал, ныне окруженных песками пустыни.