Чем человек отличается от животных?

Общая характеристика эпохи.

Есть несколько теорий временного существования человека. Принято считать, что человек как вид существует 2,5 млн.лет –5 тыс. лет. Этот период принято именовать первобытно-общинным строем. В некоторых районах мира первобытные отношения сохраняются до сих пор.

Археологическая периодизация: каменный век – палеолит- 2,6 млн.лет – 12тысячелетие до н.э.

Мезолит 12 –7 тыс.лет до н.э.

Неолит 7-4 тыс.лет до н.э.

Меднокаменный - энеолит 4-2 тс. Лет до н.э.

Бронзовый век 2 –1 тыс. лет до н.э.

Железный век с 1- тысятелетия до н.э.

Человеческий род существует около 2,5 млн. лет, а человек разумный около 40 тыс. лет

Орудиями труда он пользуется 2 млн. лет.

Чем человек отличается от животных?

Человек умеет использовать символы. Речь – это форма символического выражения. Приведите примеры.

Что такое миф? Главная черта мифа – символизм. Чувственно-конкретный характер мифов.

Самые древние мифы – мифы о происхождении людей – антропогонические.

О возникновении животных - зооатропоморфнные.

Космогонические – о происхождении мира и вселенной.

Теогонические мифы – о происхождении богов.

Мифы о героях, календарные мифы.

Причины возникновения мифов: разум не терпит неизвестности.

Возникает религия. Ее функции – иллюзорно-компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная.

Наиболее древние формы религии: магия – действие, основанное на вере человека в свою способность символическими действиями оказывать влияние на естественный ход событий.

Первобытный человек чувствует потребность отметить видимыми знаками природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается великое наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки, резные работы, скульптура, керамика и предметы обихода, искусно выполненные, отражают стремление к красоте. «Искусство эпохи палеолита, судя по всему, исчезло вместе с самим палеолитом. Двадцать тысяч лет этой эпохи, продолжавшейся приблизительно от тридцатого до десятого тысячелетия до нашей эры, стали самым древним – и самым продолжительным – процессом развития искусства в истории человечества. Его эволюция была такой же последовательной, как и эволюция искусства последующих эпох.

В его истории различается длительный период детства, апогей, продолжавшийся примерно пять тысяч лет, и быстрый и постоянно ускорявшийся упадок. Следовательно, речь идет о нормальном искусстве, имевшем свой период поисков в начале, свою зрелость, свой особый опыт и даже свой академизм, который мог иногда казаться весьма скучным, если не был столь благоговейным». (Андре Леруа-Гуран.)

Искусство необходимо человеку, потому что его средствами он выражает собственную связь с окружающим миром. Человек начал испытывать потребность выразить мысли и эмоции сразу после своего появления на земле. Для него было настоятельной необходимостью отразить свой внутренний мир, передать в изображении то, что у него было в воображении.

Выразить – значит заменить одну реальность другой, имеющей совсем иную природу. Первые изображения могли появиться тогда, когда человек начал развивать свою способность мыслить и мыслить абстрактно.

Вначале был знак, порожденный необходимостью заявить права обладания территорией – отпечатки человеческой руки. Когда охота стала основным занятием, появились изображения животных, выполненные с помощью осколков камня, и настенной живописью с использованием природных красок: угля, земли, соков растений. Искусство примитивных охотников верхнего палеолита рождалось из магических нужд, желания обеспечить успех в охоте.

Когда охотники превратились в земледельцев (неолит), восприятие мира стало статическим: наскальное искусство сошло на нет с появлением письменности.

Язык изображений – это дописьменная форма коммуникации, архив сведений по ранним этапам истории человечества.

Проблема датировки: старая система – ориньяк, мадлен и т.п. – связана с техникой изготовления каменных орудий. Новая (Леруа-Гуран и Анати, ученые) связана с социально – экономическими стадиями развития, с которыми содержание, техники и стили находятся в тесной связи. Представлены пять основных мотивов (человеческие фигуры, животные, орудия труда, изображения местности, символы и идеограммы) и два основных жанра: «движимый» (резные или глиняные предметы) и «недвижимый» (наскальная живопись или резные изображения).

Топографические композиции.

В наскальном искусстве отсутствуют пейзажи, но встречаются топографические композиции: загоны для животных, «карты» поселений и городов. Карта из Бедолины (эпоха бронзы, 3-1века до н.э.), Итальянские Альпы; на озере Байкал в Сибири, Чатал-Хююка, Турция, Джебель-Амуд, Иордания (эпоха меди, энеолит, 4век до н.э.).

Преемственность. В некоторых скалах или пещерах происходило наложение резных изображений или рисунков – этого требовала непрерывность культа. В Австралии (пещера Гайант- Хорс) древние композиции подновляются до сих пор: десять слоев росписи с 20 тысячелетия до нашей эры по настоящее время.

Наскальное искусство.

Особенности: редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами, пейзажи, растения, плоды и цветы;

в групповых композициях рядом с фигурами крупных животных изображаются немногие человеческие фигуры, около маленьких фигурок животных – многочисленные человеческие фигурки;

у ранних охотников существуют пары господствующих видов животных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.

Великое искусство рождается в верхнем палеолите. В Африке, к югу от Сахары, встречаются монохромные изображения (черные и желтые) и граффити ранних охотников в гранитных пещерах, в галереях из песчаника и на лавовых стенах. На них накладываются полихромные произведения последующих эпох: идеограммы и рисунки, отпечатки рук и немногочисленные маленькие человеческие фигурки с преобладающим изображением пары слон – жираф (стадия крупных животных). Предполагается, что человек разумный происходящий из Африки ввел в Европу представление об искусстве и умение создавать его произведения: 200 известных пещер и стоянок с произведениями палеолитического искусства, из кот. 120 – во Франции, 55 в Испании, в Италии, Румынии, Португалии и России.

Древний верхний палеолит, ориньяк – это вырезанные из камня реалистические сексуальные изображения и профили животных. В росписи использовали различные оттенки охры (желтой, красной, фиолетовой) и черную двуокись марганца в смеси с жиром и размазывали краски по поверхности руками, с помощью палочки или иных приспособлений.

В «архаический» период (солютре – начало мадлен) появляются барельефы животных на крупных каменных глыбах и большие комплексы рисунков и резных изображений в пещерных «святилищах» (Ласко, Шове, Коске), на которых фигуры животных и людей выполнены согласно строгим стилистическим канонам.

В «классический» период (верхний мадлен) – точное воспроизведение реальности: были высечены большие украшения над убежищами (Кап Блан, Франция) и расписаны фресками многочисленные гроты (Труа Фрэр, Альтамира). На Ближнем и Среднем Востоке искусство представлено резными изображениями в Центральной Аравии. На Дальнем Востоке палеолит продолжался до 33000 до н.э. (Индия, Китай); в Австралии до 20000 до н.э. в «макаронном» стиле. Верхний палеолит распространился до 10000до н.э. повсюду, кроме Австралии, где он продолжался до прихода европейцев. В Америке получила развитие особенно культура Тольденс (Патагония) с пещерами и убежищами, изобилующими негативными отпечатками рук.

В Африке ранних охотников сменили примитивные собиратели плодов диких растений, изображавшие танцовщиков, ветви, плоды, листву – стадия «духов», 12000 –6000. В Сахаре этому периоду соответствует «поздняя буйволиная стадия» (9000 –8000), за ней следует стадия «круглых голов» (8000-6000).

Стиль «динамичный реализм» – стадия развитого охотничьего хозяйства, преднеолита (Сахара, 5000-1000), последняя стадия до начала нашей эры. В Европе (восток Испании, Италия) получил развитие статичный натуралистический стиль, для которого характерны крупные животные, африканское происхождение которого четко прослеживается. В Скандинавии и Сибири наряду с животными встречаются речные суда.

С началом земледелия технология совершенствовалась параллельно с развитием общества. Наскальное искусство пришло в упадок, так как утратило свою коммуникативную функцию, но его стилистические приемы и темы перешли в искусство керамики. В Южной Африке рисунки встречаются в пещерах, в которых погребали своих мертвых охотники – собиратели (культура пиалы). В Северной Африке наиболее древние граффити представляют простые контуры человеческих фигур и вымерших животных (большерогий буйвол) или животных. В Египте самые древние граффити имели более натуралистический характер. Здесь уже в 8000 до н.э. произошел переход к энеолиту с началом великого египетского искусства. Керамические формы развивались под знаком преемственности, «но когда спустя тысячелетия, возникло протодинастическое искусство, словно бы вышла из тьмы архитектура, уже зрелая и блистательная».

Животные.

Животные были излюбленным сюжетом охотников и пастухов – скотоводов. Их изображения выполнялись с такой тщательностью, что мы можем узнать существующие по сей день виды и получить информацию о внешнем облике вымерших: пещерного медведя, пещерного льва, саблезубого тигра, мамонта, гигантского оленя. В Европе предпочитали изображать лошадей, бизонов, мамонтов, северных оленей, быков, кабанов, рыб, угрей, птиц - «желанных» животных. «Нежеланные» животные (львы, тигры, гиены, шакалы, волки, змеи) связываются с опасностью. Исходящей от обряда материализации, который был призван дать человеку власть над изображенным существом. В Африке роскошная речная и озерная фауна. Животные прерий и саванн оживают в рисунках, оставленных на камне скал, ныне окруженных песками пустыни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: