Сексуальные символы – одна из наиболее распространенных тем, потому что они имеют отношение к ритуалам плодородия. Предполагается (Леруа – Гуран), что лошади, олени, козлы (Европа) и слоны (Африка) были мужскими символами, а бизоны, быки, коровы, мамонты (Европа) и жирафы (Африка) – женскими. К мужским символам относились различные прямые предметы: перья, палки, прутья, которые помещались в глубине или у входа в пещеру. «Широкие» символы: прямоугольники, треугольники, овалы – женские, помещались в центре, вместе с «женскими» животными.
Отпечатки рук: «позитивные» изображения делались прикосновением к стене рук, вымазанных красной, белой или черной краской. «Негативные» - обведение контура руки каким-либо цветом. «Псевдопозитивные» изображения делались путем обведения контура руки, положенной на заранее окрашенную стену. Эти изображения интерпретируются по-разному: как знаки собственности или участия в ритуалах.
Абстрактные символы. Абстракция родилась из необходимости сосредоточить в одном знаке понятие,смысл которого был скрыт от непосвященных, и достигалась через упрощение изображения или использование символа.
Палеолитический человек, прибегая к абстракции, использовал определенные группы знаков, выражающие основные жизненные константы, общие для большого числа людей. В их число входят схематические изображения животных, вульварные и фаллические знаки, отпечатки рук. Группы точек и зарубок (возможно имеющие числовое значение), стилизованные фигуры людей и другие идеограммы, сгруппированные по ассоциации в сходной последовательности –«графемы» (Анати).
Пиктограмыы-мифограммы – схематические фигуры людей, животных;
Идеограммы – повторяющиеся синтетические знаки: стрелки, палочки, кружочки, кресты, галочки, точки;
Психограммы – знаки, не относящиеся к предметам и символам.
Графемы – это своего рода язык, использовавшийся для объяснения изображенных сцен.
«Движимое искусство».
Искусство небольших предметов имеет древнее происхождение: нижний, 720000 –120000 лет до н.э., средний палеолит, 120000 – 40000 лет до н.э., с появления первой грубой резьбы по кости в виде параллельных и ломаных линий. В верхнем палеолите (40000 –10000) это искусство достигает своего наибольшего развития.
Леруа – Гуран выделяет 4 стиля от ориньяка до мадлен:
1. Примитивный: сексуальные символы и грубые изображения животных;
2. Примитивный: женские статуэтки;
3. Архаический: резные пластинки и небольшие скульптуры или статуэтки людей и животных;