Таможенное оформление осуществляется на основе принципа законности, в соответствии с которым данный процесс производится в порядке, определяемом ТК ТС и иными актами законодательства РФ, в том числе нормативными актами ФТС России.
Таможенное оформление производится на базе принципа уважения прав и законных интересов субъектов ВЭД. Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие реализации ими своих функций. Субъекты, перемещающие товары через таможенную границу, а также их представители вправе присутствовать при таможенном оформлении. Такое право может стать обязанностью лишь по требованию должностных лиц таможенных органов.
Таможенное оформление производится в соответствии с принципом оперативности. Согласно ТК ТС, таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее одного рабочего дня со дня принятия необходимых документов и предъявления товаров.
В ходе таможенного оформления обязательно соблюдение принципа национального языка. Весь процесс оформления, в том числе заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке. Использование документов, составленных на иностранных языках (например, сертификатов), допускается, если соответствующими языками владеют сотрудники таможенных органов. При этом иностранные документы должны быть надлежащим образом удостоверены, для чего применяются консульская легализация и проставление апостиля. Цель консульской легализации - подтвердить подлинность документа, подписи должностного лица и печати на нем, а проставление апостиля в ряде случаев заменяет легализацию и упрощает признание официальных иностранных документов.
В качестве участников стадии таможенного оформления выступают таможенный орган и декларант. Декларантом может быть и таможенный представитель. Таможенное оформление охватывает широкий круг многообразных действий. Среди них много таких, которые имеют сугубо конкретный, прикладной характер и регулируются не только ТК ТС, но и правилами и положениями, устанавливаемыми ФТС России и Комиссией ТС.
В основном все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы. Последовательность стадий таможенного оформления устанавливается в зависимости от ряда факторов, например, исходя из направлений внешнеторговой сделки, способа перемещения товара через таможенную границу, вида транспортного средства.
В зависимости от решаемых задач таможенное законодательство РФ выделяет следующие таможенные операции:
1. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации:
o прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);
o таможенный транзит (оформление таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения таможенного транзита);
o помещение товаров на временное хранение.
2. Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:
o при убытии товаров с таможенной территории РФ;
o условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей).
4. Оформление завершения действия таможенной процедуры (например, завершение действия таможенной процедуры таможенного склада).
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению или его осуществлению. Данные операции могут производиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, например:
а) предварительное декларирование товаров;
б) получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления;
в) получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами или печатями;
г) получение разрешений на применение отдельных таможенных процедур (процедуры переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления).
Особенности производства (технологии) таможенного оформления могут зависеть:
o от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные; радиоактивные и делящиеся материалы; товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения); драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
o вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
o категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, отдельных категорий иностранных лиц).
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления, например перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций.