Тема 7. Особенности работы психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения

Формы и виды работы практического психолога с сотрудниками детского сада. Особенности индивидуальных и групповых форм работы. Типичные сложности в работе с различными категориями педагогических работников. Понятие "психологический климат коллектива": составляющие компоненты. Методики диагностики.

ЛИТЕРАТУРА

  • Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.
  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  • Венгер А. А. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие умений и умственное воспитание дошкольника. - М., 1988.
  • Венгер Л. А., Венгер А. А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
  • Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001.
  • Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1995.
  • Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
  • Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. - М., 1987.
  • Лидере А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. - Обнинск, 1992.
  • Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения // Вестник образования. - 1999. - № 5.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.
  • Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 1995.
  • Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.
  • Рогов И.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1996.
  • Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995.
  • Смирнова Е. О. Теория привязанности: Концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - №3.
  • Тужкина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1997.
  • Филиппова Г. Г. Психология материнства. Ранний онтогенез. - М., 1999.
  • Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2000.
  • Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1995.

Часть II
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСПЕКТЫ СЕМИНАРСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
"ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1. Основы детской практической психологам

Занятие 1. Особенности детской практической психологии как вида психологической практики

Обсуждаются особенности детской практической психологии (различное содержание работы в зависимости от возраста ребенка; отсутствие у ребенка запроса на психологическую помощь; необходимость работы с родителями, другими членами семьи и коллективом дошкольного учреждения). Разбираются виды психологической практики (психодиагностика, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое консультирование) и их специфика и сочетание в детской практической психологии. Рассматриваются особенности работы в дошкольных учреждениях разного типа и в районных центрах психологической помощи.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем выражается необходимость комплексной подготовки детского практического психолога, подготовки психологической практики?
  2. В чем особенность статуса ребенка как клиента в детской практической психологии?
  3. Чем отличается работа детского практического психолога в детском учреждении и в центрах психологической помощи населению?
  4. Кто в детской практической психологии может быть заказчиком на оказание психологической помощи?

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Чиркова Т. Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.
  • Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1999.

Занятие 2. Принципы практической психологии

Разбираются принципы практической психологии и их специфика в детской практической психологии. Особое внимание уделяется различию некоторых принципов, первоначально сформулированных для психологической работы со взрослыми в таких видах психологической практики, как психологическое консультирование и психотерапия (не давать прямых советов, не предлагать помощь без наличия запроса и т.п.). Разбираются принцип "ненанесения ущерба клиенту" применительно к совокупному клиенту детской практической психологии (ребенок и его близкие взрослые), построение работы "на благо ребенка" с учетом психологических проблем членов его семьи, других детей в семье.

Вопросы для обсуждения

  1. Как рассматриваются индивидуальные особенности в практической психологии?
  2. Возможно ли существование общих способов решения психологических проблем?
  3. В чем состоят особенности субъективного переживания с точки зрения психолога?

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Чиркова Т. Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.
  • Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В.Дубровиной. - М., 1999.

Занятие 3. Профессиональные требования к практическому
психологу

Разбираются профессиональные качества психолога, в том числе качества, необходимые для работы с детьми разного возраста. Соотносимость профессиональных и личностных качеств. Любовь к детям и умение взаимодействовать с ними как необходимые профессиональные качества детского практического психолога. Умение доходчиво объяснять родителям особенности развития ребенка,

налаживать сотрудничество с родителями и коллективом детского учреждения. Грамотность устного и письменного изложения своих мыслей, профессионального оформления психологического заключения.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоят особенности требований, предъявляемых к детскому практическому психологу?
  2. Какими способами достигается способность не переносить на клиента свои проблемы?
  3. Что означает "доверие к клиенту" для детского практического психолога?

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1999.

Занятие 4. Этические нормы практического психолога

Разбираются этические нормы практического психолога, принятые в разных видах психологической практики (психодиагностика, психотерапия, психологическое консультирование), их применимость к работе детского практического психолога. Особое внимание уделяется тому, что родители должны знать: право на информацию о ребенке имеют в первую очередь они. Родителям необходимо разъяснять, что предоставляемая о ребенке информация не может быть использована против него ни в каких целях. Обсуждается "Клятва детского психолога", предлагаемая в учебнике "Практическая психология образования" под редакцией И. В. Дубровиной.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоит ответственность психолога за получаемую от клиента информацию?
  2. Каковы особенности этических требований для детского психолога?
  3. Ваше отношение к "Клятве детского психолога"?

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

Раздел 2. Прикладная детская практическая психология

Занятие 1. Формы организации работы детского
практического психолога

Разбираются различные аспекты (научно-исследовательский, прикладной, практический, организационный) и формы организации (организационные звенья и их функции) работы детского практического психолога. Обсуждается, как и в каких формах осуществляется работа с детьми (индивидуальная групповая, в игровой форме, упражнения, занятия), с родителями (консультации, групповые беседы, занятия с родителями и детьми), с коллективом детского учреждения (беседы, обсуждения, дискуссии, деловые игры). Обсуждается организация места работы, ведения документации, отчетность психолога детского учреждения.

Вопросы для обсуждения

  1. Какие аспекты психологической работы вы знаете?
  2. В чем состоит взаимосвязь научно-исследовательской и практической работы в детской практической психологии?
  3. Каковы задачи среднего звена организации системы психологической службы?

ЛИТЕРАТУРА

  • Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., 1998.
  • Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.
  • Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Чиркова Т. Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.
  • Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1999.

Раздел 3. Содержание работы детского практического
психолога

Занятие 1. Пренатальный период развития

Разбирается, какие проблемы возникают в пренатальном периоде развития, в каких случаях детский практический психолог имеет с ними дело (консультирование родителей детей, посещающих дошкольное учреждение, в период ожидания рождения

следующего ребенка или при работе в центрах, где осуществляется психолого-педагогическая работа с семьей). Обсуждается специфика работы психолога в этом периоде развития: оптимизация развития осуществляется посредством работы с матерью и семьей в форме психологического просвещения и консультирования. Психолог должен иметь возможность прокомментировать те приемы и методы, которые собирается применять будущая мать, с точки зрения особенностей внутриутробного развития ребенка. Основным является налаживание взаимосвязи матери и ребенка и оптимизация психического и физического состояния матери.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоят особенности работы психолога в пренатальном периоде развития ребенка?
  2. Какие новые отрасли практической психологии занимаются проблемами пренатального развития?

ЛИТЕРАТУРА

  • Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. - СПб., 1992.
  • Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. - М., 1991.
  • Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1998.
  • Фонарев А. М. Внутриутробное развитие ребенка. - М., 1968.

Занятие 2. Младенчество

В этом возрасте вся работа осуществляется в форме налаживания взаимодействия родителей с ребенком. Психолог проводит диагностику и может продемонстрировать родителям приемы взаимодействия с ребенком. Работа с родителями детей младенческого возраста в последнее время становится все более актуальной, так как современные семьи часто не имеют возможности получить необходимую помощь и опыт от старшего поколения. Кроме того, значительно уменьшилось количество ясельных групп, а получить квалифицированную консультацию родители в большинстве случаев могут только у психолога дошкольного учреждения, которое посещают их старшие дети.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы возможности развивающей работы с ребенком первого года жизни?
  2. В чем состоит важность общения родителей с ребенком?
  3. Каковы особенности организации взаимодействия с младенцем старших детей разного возраста?

ЛИТЕРАТУРА

  • Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. - Психология вашего младенца: У истоков общения и творчества. - М., 1996.
  • Андреева И. Г., Соколова Л. В. Этот удивительный младенец. - СПб., 1999.
  • Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
  • Мозг и поведение младенца. - М., 1995.
  • Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.

Занятие 3. Ранний возраст

Ранний возраст является очень сложным для работы практического психолога. С одной стороны, дети еще сильно привязаны к матери, а с другой - именно в этом возрасте происходит становление основных личностных структур, психических процессов, развиваются творческие способности ребенка. Родители уже не в состоянии обеспечить необходимый уровень развития и обучения, и в воспитание ребенка включаются специалисты. Психолог должен обладать навыками общения и работы с ребенком раннего возраста. Необходимо правильно организовывать формирование привязанности ребенка к новым взрослым, обеспечивать защищенность и психологическую поддержку ребенка, учитывать особенности протекания возрастных кризисов развития. Особого внимания заслуживает проблема раннего форсирования обучения и специальных способностей ребенка. Одной из наиболее острых проблем в этом возрасте является адаптация к детскому учреждению.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем заключается профилактическая и развивающая работа с детьми раннего возраста?
  2. Какова связь особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению с характером взаимоотношений с матерью?
  3. Как планировать период адаптации ребенка к детскому учреждению?

ЛИТЕРАТУРА

  • Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - СПб., 1998.
  • Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.
  • Цвейбэк М. Воспитание двухлетнего ребенка. - М., 1998.

Занятие 4. Дети от 3 до 5 лет

В данном возрасте основные проблемы связаны, с одной стороны, с появлением трудностей в поведении детей (гипо- и гиперактивность,

агрессивность, застенчивость, страхи и т.п.), а с другой стороны - с проявлением специальных способностей (к музыке, рисованию и т.п.). Следует помнить, что в этом возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, и необходимо создавать условия для ее полноценного осуществления и развития.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоит работа психолога с детьми, у которых наблюдаются трудности во взаимодействии со взрослыми?
  2. Какова связь уровня эмоционального благополучия с особенностями психического развития ребенка?
  3. В чем заключаются диагностические и коррекционные возможности сюжетно-ролевой игры?

ЛИТЕРАТУРА

  • Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А.Панько. - Минск, 1997.
  • Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., 1998.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. -М., 1997.

Занятие 5. Дети от 5 до 7 лет

Основной задачей психолога при работе с детьми этого возраста является подготовка к школе и профилактика школьной дезадаптации. Необходимо проводить планомерную диагностику готовности к школе и индивидуально ориентированную коррекционную работу. Одной из трудностей для детей является ситуация тестирования при поступлении в школу, к которой также необходимо готовиться. В обязанность психолога дошкольного учреждения входят разработка рекомендаций для родителей по оздоровительной и развивающей работе в летний период, а также подготовка психологического заключения для школьного психолога (при необходимости).

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы специфические психологические проблемы у детей в старшем дошкольном возрасте?
  2. В чем выражаются трудности адаптации ребенка к школе?
  3. Как влияют особенности семейной ситуации на психическое развитие ребенка?

ЛИТЕРАТУРА

  • Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько. - Минск, 1997.
  • Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

Занятие 6. Отклонения в развитии ребенка

Обсуждается различие между отклоняющимся развитием ребенка, воспитывающимся в массовом дошкольном учреждении (трудности поведения, незначительные задержки развития, дисгармоничное развитие, проявление специальных способностей, которое чаще всего сопровождается нарушением в развитии эмоциональной сферы ребенка и общения) и аномальным развитием. Разбираются методы и приемы работы психолога по профилактике и коррекции отклонений в развитии детей в разном возрасте, а также умение выявить такие отклонения в развитии, которые нуждаются в специальной помощи. Психолог должен иметь возможность адресовать родителей к соответствующим специалистам.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем отличие детей с особенностями в развитии от детей с аномальным развитием?
  2. Какие психологические проблемы характерны для детей с опережающим развитием?
  3. Какие формы психологической работы используются для детей с физическими недостатками?

ЛИТЕРАТУРА

  • Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 1996.
  • Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000.
  • Нартова-Бочавер С. К. и др. Ребенок в карусели развода. - СПб., 1998.
  • Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

В ходе практических занятий предполагается выполнение студентами письменной работы на тему "Программа работы детского практического психолога". Студенты формулируют проблему развития, характерную для определенного возраста, и предлагают план психолого-педагогической работы с ребенком или группой

детей для решения этой проблемы. На практических занятиях обсуждаются содержание и программа работы детского практического психолога, проблемы развития детей в разном возрасте и особенности организации работы психолога с детьми, родителями и коллективом детского учреждения для решения этих проблем. Студенты формулируют интересующую их проблему в развитии ребенка или группы детей. Это может быть предполагаемая проблема или реальный случай из практики. Предложенные проблемы и пути их решения обсуждаются на занятии. Затем студенты оформляют письменную работу, пользуясь материалом лекций, семинарских занятий и дополнительной литературой. Подготовленные работы обсуждаются на занятии. Занятия проводятся по подгруппам.

Содержание работы детского практического психолога
(2 занятия)

При разборе этой темы обсуждается, в чем состоит работа детского практического психолога, в каких формах осуществляется эта работа с детьми, родителями, персоналом детских учреждений (групповая и индивидуальная, группы детей и родителей, игровые методики, психологические упражнения, ролевые игры, беседы, обсуждения, индивидуальное консультирование для родителей и педагогов). Обсуждаются особенности работы с детьми разного возраста и с разными вариантами развития. Периоды психического развития ребенка выделяются в детской практической психологии. Содержание работы детского практического психолога в типовом детском дошкольном учреждении с детьми группы риска.

Программа работы детского практического психолога
(3 занятия)

При разборе этой темы подробно обсуждается последовательность этапов работы детского практического психолога в начале работы в дошкольных учреждениях разного типа, с группой вновь поступивших детей, с детьми после летних каникул, с детьми в период адаптации и подготовки к школе. Уделяется внимание проблеме налаживания сотрудничества психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Разбирается проведение периодической плановой диагностики психического развития всех воспитанников дошкольного учреждения, выявление детей группы риска и работа с ними, профилактика возникновения проблем в развитии детей. Планирование и организация работы практического психолога в типовом и специальном дошкольном учреждении. Содержание периода адаптации психолога

к новому учреждению. Проведение общего диагностического обследования ребенка в дошкольном учреждении.

Методические рекомендации по разработке программы

Сформулировать проблему, пользуясь знаниями о содержании и формах работы психолога, предложить программу работы с выбранной проблемой. В программу должны войти: выявление проблемы, предложение методов диагностики, предположительные результаты диагностики, проект коррекционных мероприятий с ребенком, содержание консультаций с родителями, при необходимости - коррекционных мероприятий для ребенка с родителями, беседы с педагогами. На основании предложенных методов работы проектируются результаты и предлагаются направления дальнейшей работы. Разбирается оформление работы (титульный лист, проблема, диагностика, коррекция, предполагаемые результаты, прогноз дальнейшего развития).

Студенты могут предложить конкретный случай из своей практики. В каждом случае разбирается, в чем состоит проблема развития, какие методы диагностики и коррекции надо включать, каковы перспективы работы с данной проблемой, кого необходимо включать в коррекционную работу (других детей, родителей, других членов семьи, педагогов). На этом занятии студенты выбирают проблему для своей письменной работы и обсуждают все возникающие у них вопросы по выбранной проблеме.

Предложенный проект практической работы студенты защищают в аудитории. В процессе обсуждения они имеют возможность обосновать свою точку зрения, рассказать о возможных методах и приемах работы, предложить свое решение проблем, сформулированных другими студентами. Такая форма работы развивает инициативность и ответственность студентов, позволяет активизировать как можно больше знаний по предмету.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
"ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ"

Занятие 1. Особенности психологического консультирования детей

Вопросы для обсуждения

  1. Опосредованный и прямой характер воздействия на ребенка. Запрос родителей и проблема ребенка.
  2. Способы взаимодействия с ребенком и с родителями. Анализ детско-родительских взаимодействий.
  3. Связь проблемы ребенка с проблемами родителей.
  4. Психологическое заключение как возможный результат консультирования.

Занятие 2. Профессиональные требования и этические нормы
психолога-консультанта

Вопросы для обсуждения

  1. Отличие психологического консультирования от других видов психологической практики.
  2. Особенности консультирования детей разного возраста.
  3. Основные принципы консультационной работы.
  4. Профессиональные и личностные качества психолога-консультанта.

Занятие 3. Структура консультации

Вопросы для обсуждения

  1. Процедура психологического консультирования. Организация ситуации консультирования.
  2. Специфика ситуации консультирования ребенка в дошкольном учреждении и совместно с родителями. Беседа как форма психологического консультирования.
  3. Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование способов контроля и коррекционных воздействий.

Занятие 4. Методы консультирования

Вопросы для обсуждения

  1. Методы сбора информации и методы воздействия.
  2. Включение диагностических методов в процесс консультирования.
  3. Беседа (интервью) как основной метод сбора информации и воздействия. Вопросы как метод сбора информации и метод воздействия. Типы вопросов.
  4. Метод генограммы.

Занятие 5. Методы консультирования

Вопросы для обсуждения

  1. Рисуночные и другие проективные методы.
  2. Метод совместной деятельности ребенка со взрослым.
  3. Игровые методики.
  4. Методы диагностики эмоционально-личностной сферы.

Занятие 6. Сбор информации

Вопросы для обсуждения

  1. Методы сбора информации. Применение методов сбора информации в ситуации консультирования детей дошкольного возраста.
  2. Виды информации, необходимые для построения гипотезы, формулирования проблемы и проектирования воздействий в консультировании детей дошкольного возраста.
  3. Построение и отработка гипотез. Формулировка проблемы как итог этапа сбора информации.

Занятие 7. Методы воздействия

Вопросы для обсуждения

  1. Формы и способы предложения проблемы клиенту.
  2. Вопросы как форма воздействия. Специфика вопросов для взрослых и для детей.
  3. Анализ альтернативных способов решения проблемы.
  4. Организация опосредованного воздействия на ребенка. Игровые и другие психокоррекционные приемы как способ воздействия в консультировании детей дошкольного возраста.
  5. Конструктивные переживания клиента по поводу проблемы как результат воздействия.

Занятие 8. Психологическое заключение

Вопросы для обсуждения

  1. Психологическое заключение как специфика консультирования детей дошкольного возраста. Адресат психологического заключения. Цели психологического заключения.
  2. Содержание психологического заключения.
  3. Оформление психологического заключения. Форма презентации заключения родителям.
  4. Принципы и этические нормы использования психологического заключения.

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. - М.; Екатеринбург, 1995.
  • Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 1994.
  • Возрастно-психологическое консультирование / Под ред. Г. В. Бурменской, О.А.Карабановой, А. Г. Лидерса. - М., 1990.
  • Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько. - Минск, 1997.
  • Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
  • Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М., 1995.
  • Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"

Занятие 1. Методологические основы психодиагностики

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности, цели и задачи психологической диагностики.
  2. Принципы построения и подбора методик.
  3. Виды и формы психологической диагностики.
  4. Основные типы диагностических методов.
  5. Способы обработки получаемых данных.

Занятие 2. Особенности построения методов диагностики
психического развития ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Диагностика уровня развития и диагностика процесса развития.
  2. Особенности методов диагностики младенцев, детей раннего возраста и дошкольного возраста. Проблема адаптации методик к возрастным особенностям детей.
  3. Диагностика индивидуальных различий, отклоняющегося развития, опережающего развития, одаренности и специальных способностей.

Занятие 3. Особенности проведения диагностики психического
развития ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Отношение ребенка к ситуации диагностики. Взаимодействие психолога с родителями и ребенком в процессе диагностики.
  2. Игровые приемы в психодиагностике детей. Индивидуальная диагностика и диагностика в детском дошкольном учреждении.
  3. Формы подачи инструкции, проверка принятия задачи ребенком, организации диагностической (тестовой) ситуации.

Занятие 4. Профессиональные качества и этические нормы
психолога-диагноста

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональные требования, предъявляемые к психологу.
  2. Личностные качества психолога-диагноста.
  3. Этические нормы (взаимодействие с ребенком, конфиденциальность, следование принципу "во благо ребенку", нормы использования данных психодиагностики).

Занятие 5. Диагностика психического развития младенцев

Вопросы для обсуждения

  1. Метод наблюдения, способы оценки психического развития ребенка первого года жизни.
  2. Диагностика двигательной сферы, общения, эмоционального развития, развития речи, действий с предметами.
  3. Зарубежные и отечественные методы диагностики психического развития младенцев.

Занятие 6. Диагностика эмоционального благополучия ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие эмоционального благополучия ребенка.
  2. Особенности эмоционального благополучия детей в детских учреждениях закрытого типа.
  3. Методы диагностики эмоционального благополучия в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Диагностика привязанности.

Занятие 7. Диагностика психических процессов

Вопросы для обсуждения

  1. Диагностика психофизиологических особенностей и свойств нервной системы, специфика оценки данных этих видов диагностики.
  2. Методы диагностики моторной сферы, сенсорных и перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления, речи.

Занятие 8. Диагностика интеллекта и креативности

Вопросы для обсуждения

  1. История развития методов диагностики интеллекта.
  2. Шкалы измерения интеллекта (шкалы Стэнфорда - Бине, шкала Д. Векслера, их современные и адаптированные к различным возрастам и культурам варианты).
  3. Проблемы диагностики креативности. Зарубежные и отечественные методы диагностики креативности.

Занятие 9. Диагностика эмоционально-личностной
сферы ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Методы диагностики эмоциональной сферы в разном возрасте.
  2. Методы диагностики мотивационной сферы, самооценки, самосознания, уровня притязаний и мотивации достижений детей разного возраста.
  3. Метод опроса родителей при диагностике эмоционально-личностной сферы ребенка.

Занятие 10. Диагностика коммуникативных способностей

Вопросы для обсуждения

  1. Диагностика общения в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.
  2. Диагностика развития средств общения.
  3. Методы диагностики взаимодействия ребенка со сверстниками, взаимодействия со взрослыми.

Занятие 11. Диагностика готовности к школе

Вопросы для обсуждения

  1. Методы диагностики готовности к школе.
  2. Принцип построения методик диагностики готовности к школе и анализа полученных данных.
  3. Уровни готовности к школе и проектирование коррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

  • Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. - М., 1991.
  • Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. - М., 1986.
  • Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.
  • Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского и Е.А.Панько. - Минск, 1997.
  • Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М., 1978.
  • Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
  • Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М.Гуревича и Е. М. Борисовой. - М., 1995.
  • Романова Е. С., Потемкин О. Р. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
  • Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М., 1996.
  • Худик В. А. Диагностика детского развития: Методы исследования. - Киев, 1992.
  • Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
АНОМАЛЬНОГО И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ"

Раздел 1. Теоретические основы психокоррекции
как вида психологической практики

Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции отклоняющегося развития детей

Использование в работе практического психолога психологически адекватной терминологии, позволяющей отграничить сферу его деятельности от смежных специалистов, - актуальная задача профессионального самоопределения.

1. Понятие "развитие" является центральным для детского практического психолога. В первую очередь следует обратиться к работам Л. С. Выготского, чтобы вспомнить, какое содержание он вкладывал в это понятие. Можно привести следующие определения Л. С. Выготского. Первое: "Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях" (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 248). Второе: "Развитие ребенка есть единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс" (Там же. - Т. 5. - С. 275). Третье: "Развитие есть ключ к пониманию распада, а распад - ключ к пониманию развития" (Там же. - С. 279). Четвертое: "Раскрыть самодвижение процесса развития - значит понять внутреннюю логику, взаимную обусловленность, связи, взаимосцепление отдельных моментов из единства и борьбы заложенных в процессе развития противоположностей" (Там же. - С. 310).

О согласовании позиций исследователей в отношении проблемы "развитие" неоднократно указывает в своих работах В. Т. Кудрявцев: "Без выработки согласованных позиций в данной области проектируемые нормы и критерии возрастного развития могут иметь лишь весьма приближенный или условный вид... Развитие

ребенка может быть понято только как активный процесс самосозидания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. Соавтор этой биографии - взрослый, связанный с ребенком узами взаимообогащающего сотрудничества" (В. Т. Кудрявцев. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Дубна, 1997. - С. 34-36).

При посредничестве взрослого, указывает В. Т. Кудрявцев, ребенку еще предстоит освоить мир культуры, найти в нем собственное место. Современная теоретическая и практическая психология и должна рассматривать детское развитие как процесс приобщения ребенка к этому миру и его самоопределения в нем. "Мы будем исходить из понимания присвоения культуры как творческого процесса, в котором у ребенка закладываются, развиваются и появляются важнейшие созидательные способности - творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность (умение быть хозяином своего поведения), элементы рефлексии и др." (Там же. - С. 37).

2. Теоретические основания дихотомии "норма - аномалия" в отношении понятий "развитие", "поведение" недостаточно раскрыты в работах, посвященных изучению особых, или проблемных, детей. Здесь можно упомянуть о разных подходах к решению этой проблемы: а) нормальное как среднестатистическое и общераспространенное; б) принятие негативных критериев нормы (норма как отсутствие болезни); в) рассмотрение нормы с позиций культурного релятивизма и др. С глубоким анализом этой проблемы можно познакомиться в книге Братусь Б. С. "Аномалии личности" (М., 1988. - С. 6-61), где не только рассматриваются разные точки зрения на то, что есть аномальное или патологическое в развитии человека, но и дается глубокое философское решение проблемы: нормальное развитие - это обретение родовой человеческой сущности и ее самореализация.

На необходимость глубокой проработки понятия "норма" для педагогики развития и развивающего образования указывают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в учебном пособии "Психология развития человека" (М., 2000). "Существует ли в современных психолого-педагогических представлениях достаточно внятное представление о "нормах развития"? Несомненно, какие-то представления есть, но они невнятны; так как до сих пор фактически не различаются среднестатистические нормы (в некотором отношении все мы похожи друг на друга, имеем типологически общие черты), социокультурные нормы (в некотором отношении мы не только похожи, но и едины) и индивидуально-личностные нормы (в некотором отношении мы абсолютно уникальны, ни на кого не похожи и единичны). Одновременный

учет всех трех типов норм и умение работать в соответствии с ними - это и есть сегодня нормальный педагогический профессионализм. Такой одновременный учет можно сформулировать и более жестко: норма - это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. И задача возрастного психолога и педагога - эти соответствующие условия определить, а при необходимости и создать" (С. 23 - 24).

Понятия "нормативное развитие" и "отклоняющееся развитие" определяются Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в книге "Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога" (М., 2000). Авторы считают необходимым обращение к двум понятиям: "программа развития" и "социально-психологический норматив (СПН)". Если первое понятие ("программа развития") можно кратко определить как "идеальную модель идеального ребенка в идеальных условиях", то второе ("социально-психологический норматив (СПН)") можно понимать как систему требований, которые к нему предъявляются в конкретном обществе (в образовательных программах, в общественном мнении учителей, воспитателей, родителей).

Таким образом, условно нормативное развитие представляется в виде некоего "коридора", "области нормативного развития, границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом... В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы высших психических функций за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие".

3. В контексте обсуждения указанных понятий необходимо коснуться понятия человеческой индивидуальности, которое является характеристикой совершенно иных граней развития. В книге "Психология развития человека" В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев пишут: "Понятие индивидуальности относится к духовным измерениям человеческой реальности. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность - это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно-значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими

выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я" (С. 353 - 354).

Основные понятия, психическое развитие, основные признаки развития, психическое здоровье ребенка, креативность, нормальное психическое развитие, негативные критерии нормы, адаптивность, гуманизация, индивидуальность, целостность, родовая сущность, самореализация.

Задания для самостоятельной работы

  1. Из книги Н.Я.Семаго, М.М.Семаго "Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога" (1 раздел, подраздел "Понятие "отклоняющееся развитие") выпишите все понятия, которые встречаются при обсуждении проблемных детей. Какие, с вашей точки зрения, наиболее адекватны? Объясните, почему авторы настаивают на понятии "отклоняющееся развитие" как наиболее адекватном содержанию работы практического психолога?
  2. В работе Л. С. Выготского "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" (Собр. соч.: В 6 т. - Т. 5. - С. 257-260, а также С. 314-320) найдите строчки, где Л. С. Выготский говорит о педологическом диагнозе в отличие от диагноза медицинского. В чем, по Л. С. Выготскому, состоят принципиальные различия психолого-педагогического и медицинского диагнозов?

Вопросы для обсуждения

  1. Психическое развитие ребенка как адаптивное поведение и как творческий процесс.
  2. Понятия многовариантности и вариативности развития.
  3. Понятие условной нормы развития.
  4. Понятие "индивидуальности" в различных научных направлениях.
  5. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  • Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
  • Вилюнас В. К. Природа и воспитание // Азбука любви. - М., 1996.
  • Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.- С. 244-268.
  • Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития в раннем возрасте / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 1999.
  • Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: Культурно-исторический подход. - Дубна, 1997.
  • Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
  • Мечников И. И. Этюды о природе человека. - М., 1961.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М., 1995.
  • Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. - М., 1995.
  • Особый ребенок и его окружение. Медицинские, социальные и психологические аспекты / Под ред. А. Я. Варги и А. А. Северного. - М., 1994.
  • Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко и др. - М., 1995.
  • Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
  • Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М., 2000.
  • Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.
  • Фрейд А. Норма и патология детского развития. - СПб., 1997.
  • Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. - М., 1996.

Тема 2. Понятие общего и психического дизонтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в возникновении нарушений развития у детей

1. В начале занятия следует обсудить базовые понятия психологии нормального развития: онтогенез, морфогенез и функциогенез. Понятие "онтогенез" уже знакомо студентам по курсам возрастной и педагогической психологии и обозначает процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - это развитие основных структур психики индивида в течение его детства.

Нормальное развитие психики ребенка сопряжено прежде всего с нормальным развитием мозга и его структур. Морфогенез - это и есть анатомическое развитие мозга, его созревание. Это процесс очень длительный, характеризующийся определенной возрастной периодизацией, чередованием относительно стабильных периодов и периодов интенсивных перестроек. Как пишут Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе и Е. Ю. Балашова в книге "Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения" (М., 1997): "В частности, имеются данные о том, что на рубеже между первым и вторым годом жизни ребенка происходит своеобразное "перемешивание" нервных клеток из разных слоев коры мозга, в результате которого возникает ее новая послойная организация. Естественно предположить, что такие перестройки в строении нервной ткани находят свое отражение и в психике ребенка, обусловливая предпосылки для становления новых форм психической активности. Вместе с тем, эти закономерные и нормальные изменения в строении ткани мозга совпадают с первым кризисом в развитии психики ребенка, повышая ее чувствительность к различного рода вредным воздействиям. Именно в это время, например, могут возникать первые проявления унаследованных ребенком психических болезней. Обращаясь к примеру из морфогенеза мозга, мы хотели наглядно представить одну из возможных его форм и подчеркнуть,

что внутримозговые анатомические перестройки вовсе не изолированы от психической жизни ребенка" (С. 10).

Понятие "функциогенез" означает становление "...функциональных органов психики", о которых А. Н. Леонтьев писал так: "...Одновременно с формированием у ребенка высших, специфически человеческих процессов у него формируются и осуществляющие их функциональные органы мозга - устойчивые рефлекторные объединения или системы, служащие для совершения определенных актов" (Проблемы развития психики. - М., 1965. - С. 537). Эти функциональные органы формируются прижизненно и далее действуют как единое целое, характеризуясь высокой степенью устойчивости при заложенной в них возможности перестройки за счет замены отдельных компонентов на другие. Это обеспечивает их высочайшую способность к компенсации.

Таким образом, анатомическое созревание мозга (морфогенез) является фундаментом для становления работающих функциональных объединений мозговых структур (функциогенез), что в свою очередь обеспечивает необходимые условия для психической деятельности в ее развитии. Из этого следует, что трудности формирования каких-либо психических действий в процессе обучения и воспитания могут быть связаны как с морфогенезом, так и с функциогенезом мозга.

В контексте обсуждения этих вопросов следует привлечь внимание к понятию "минимальные мозговые дисфункции" (ММД), которое в последнее время часто употребляется при характеристике минимальных и парциальных отклонений в развитии нервной системы и в поведении ребенка.

2. Если понятия "онтогенез" и "функциогенез" широко обсуждаются в психологической литературе (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.), то понятие "дизонтогенез" введено в широкий обиход преимущественно в рамках медицинской парадигмы (В.В.Ковалев, Ю.С.Шевченко, О. Н. Усанова и др.).

Вопросы адекватной терминологии для обозначения разнообразных отклонений и нарушений в развитии детей с точки зрения психолого-педагогического подхода активно обсуждаются в современной психологической литературе. Значительным вкладом в осмысление специфики клинического и психологического подходов к изучению детей с отклонениями в развитии можно считать позицию В. В. Лебединского и его сотрудников (Нарушения психического развития у детей. - М., 1985), в диссертационных исследованиях, выполненных под его руководством (работы А. Д. Кошелевой, А. С. Спиваковской, И. Ф. Марковской, Н. Л. Белопольской, М. К. Бардышевской, Л. С. Печниковой и др.), в пособиях и статьях этих авторов.

3. Термин "дизонтогения" вначале обозначал отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального

развития. Впоследствии он приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (В. В. Лебединский, 1985). В медицинской литературе различают общий и психический дизонтогенез (В. В. Ковалев, 1979). Одно из ранних определений дизонтогенеза принадлежит В. В. Ковалеву: "Дизонтогенез психики (или психический дизонтогенез) выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка" (В. В. Ковалев, 1979). Определения других исследователей близки только что приведенному, например: "Под психическим дизонтогенезом понимаются нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга после рождения" (Ю. С. Шевченко, 1995). В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин "аномалия развития" (В. В. Лебединский, 1985).

4. О биологических и социальных причинах возникновения отклонений в развитии ребенка достаточно подробно говорится во всех учебных пособиях, касающихся проблемы дизонтогенеза (см. работы М. И. Буянова, В. В. Лебединского, В. В. Ковалева, Г. Е. Сухаревой, Ю. С. Шевченко). Этот аспект проблемы может быть проработан самостоятельно.

5. Междисциплинарный характер проблемы диагностики и коррекции отклоняющегося развития предполагает единство решения лечебных и воспитательных задач в психическом оздоровлении детей, требует создания единой медико-психолого-педагогической службы в дошкольных и школьных учреждениях. Специалисты этих служб, прежде всего практические психологи, должны своевременно выявлять нарушения психического развития и оказывать детям с трудностями поведения и обучения необходимую психокоррекционную помощь, разрабатывать соответствующие рекомендации для педагогов и родителей.

Основные понятия: онтогенез, морфогенез, функциогенез, дизонтогенез, отклоняющееся поведение, пограничные состояния, патология; психиатрия, неврология, дефектология, патопсихология, нейропсихология.

Задания для самостоятельной работы

  1. В книге "Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей обучения" (авторы: Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. - М., 1997) есть такие высказывания: "...мозг и психика связаны между собой, как орган и его функция" (С. 9); "взаимосвязь мозга и психики в онтогенезе, как и любая другая связь между органом и его функцией, имеет не линейную, а, скорее, кольцевую природу" (С. 10). Как вы понимаете выражение "кольцевая природа связи"?
  2. Проанализируйте процесс формирования у ребенка любого сложного навыка (например, чтение, письмо, игра на музыкальном инструменте) как подтверждение кольцевой природы связи органа и функции, их совместного "языка" и совместной жизни.

Вопросы для обсуждения

  1. Взаимоотношение биологического и социального факторов как условий развития здорового и больного ребенка.
  2. Взаимосвязь мозга и психики как взаимосвязь органа и его функций.
  3. Специфика психолого-педагогического подхода к изучению аномального развития.

ЛИТЕРАТУРА

  • Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
  • Буянов М. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
  • Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. -Т. 5.
  • Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.
  • Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.
  • Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей обучения... - М., 1997.
  • Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции. - М., 2000.
  • Лурия А. Р. Дефектология и психология // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов. - М., 1995.
  • Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В.В.Лебединского. - М., 1987.
  • Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы. - М., 1985.
  • Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
  • Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.
  • Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.
  • Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 1998.

Тема 3. Основные типы дизонтогенеза. Психические проблемы психического дизонтогенеза

1. Термин "психический дизонтогенез" достаточно широко использовался и используется в психологической литературе. В процессе

работы над данной темой следует уделить внимание различным подходам к выделению типов дизонтогенеза. Так, например, в работах В. В. Ковалева (1979) выделяются два основных типа: 1) ретардация, т.е. замедленное или устойчивое психическое недоразвитие, и 2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

Одна из интересных попыток создать типологию психического дизонтогенеза принадлежит В. В. Лебединскому. В своей книге (Нарушения психического развития у детей. - М., 1985) он выделяет следующие варианты: 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие; 6) дисгармоническое развитие. В книге дается подробное описание каждого из этих вариантов с точки зрения категории "развитие".

В современных работах, сохраняющих традицию описания основных типов дизонтогенеза, авторы настаивают на выделении трех типов: ретардации (общее или частичное запаздывание или приостановка развития психических функций, компонентов психики, свойств личности); асинхронии (искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризующееся выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом); регрессии (дизонтогенез, связанный с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования, что затрудняет дальнейшее созревание незрелых структур и функций) (Ю. С. Шевченко, О. Н. Усанова, В. П. Добридень и др., 1995).

Более подробное содержание указанных типов дизонтогенеза с описанием подходов к их коррекции можно найти в книге "Психокоррекция: теория и практика" (под ред. Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя, О. Н. Усановой. - М., 1995).

2. В контексте традиционных подходов к изучению главных типов дизонтогенеза следует выделить ведущие понятия, используемые для описания основного содержания каждого из этих типов. Таковыми будут являться: симптом и типы симптомов (негативные, продуктивные, возрастные), синдром и типы синдромов. С описанием универсальных, неспецифических синдромов, встречающихся и у детей дошкольного возраста (церебрастенический синдром, синдром двигательной расторможенности, неврозоподобный синдром), можно познакомиться в книге М. И. Буянова "Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков" (М., 1995).

3. В рамках психолого-педагогического подхода к диагностике и коррекции отклоняющегося развития в качестве исходных приводятся

следующие параметры: 1) параметр функциональной локализации нарушения, дающий возможность характеризовать его как частное (локальное) или общее (глобальное) нарушение; 2) параметр времени нарушения, показывающий хронологию развития повреждений или расстройств, а также его длительность, отношение к сензитивным периодам становления; 3) параметр взаимоотношений между первичным дефектом, непосредственно вытекающим из биологического характера болезни, и вторичными нарушениями, возникающими на базе первичных и обусловленных конкретными социальными условиями; 4) параметр межфункциональных взаимодействий и возникающих в процессе отклоняющегося развития межфункциональных перестроек (Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, В. В. Лебединский).

Исследования последнего времени показывают необходимость включения в поле деятельности практического психолога особой структурной "макроединицы" детского развития - так называемых базовых составляющих (предпосылок) детского развития (В. В. Лебединский, В. И. Лубовский и др.). Подробное освещение этих вопросов с точки зрения системного структурно-динамического анализа психического развития можно найти в книгах: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985; Семаго Н. Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.

Основные понятия: дизонтогенез, ретардация, асинхрония, регрессия, симптомы негативные и продуктивные, синдром, функциональная локализация, системное строение дефекта.

Задания для самостоятельной работы

  1. В работе Л. С. Выготского "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" (Собр. соч. - Т. 5) найдите раздел, где описана схема педологического исследования, а в нем пункт, описывающий симптоматологию развития (С. 310-314). Внимательно перечитайте этот текст. Какой смысл вкладывает Л. С. Выготский в понятие "педологическая квалификация" психического явления? Как позиция Л. С. Выготского связана с обсуждаемыми выше медицинским и психолого-педагогическим подходами?
  2. Найдите в книге Н.Я.Семаго, М.М.Семаго "Проблемные дети..." рисунок-таблицу 1.1, называющийся "Структура базовых составляющих психического развития". Перерисуйте его. Приведите примеры того, как функционирует каждый из трех выделенных в схеме блоков: 1) произвольность психической активности; 2) базовые аффективные регуляции и 3) пространственные и пространственно-временные представления на разных этапах развития ребенка-дошкольника.
  3. Анализируя работы Л. С. Выготского ("Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства", "Общие вопросы дефектологии"), В. В. Лебединского ("Нарушения психического развития у детей") и Н. Я. Семаго, М. М. Семаго ("Проблемные дети..."), сформулируйте новые тенденции в содержании работы практического психолога, в выделении ее специфики в диагностической и развивающей работе с ребенком в контексте тенденций гуманизации воспитательно-образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения

  1. Типы психического дизонтогенеза и их психолого-педагогическая характеристика.
  2. Понятие функциональной локализации нарушений.
  3. Понятие системного строения нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

  • Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
  • Выготский Л. С Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.
  • Выготский Л. С. Общие вопросы дефектологии // Там же.
  • Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.
  • Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  • Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: