1. Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической практики имеет длительную историю становления и развития. Фактически любая педагогическая система или направление в психологии имели в качестве своего практического результата приемы и методы целенаправленного воздействия на психику ребенка и ее развитие. Как справедливо подчеркивает О. А. Карабанова, "в основе создания особой практики прикладной детской психологии - практики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями развития - лежали гуманистическая философия и ее идеи, достижения педагогической науки и практики, общественно-политические причины и прогресс развития самой психологии" (Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. - С 12).
В отечественной психологии значительный вклад в определение содержания, в разработку принципов коррекционной работы с детьми внес Л. С. Выготский (1983). Определяя цели коррекционной работы, он подчеркивал первоочередное значение профилактических задач как задач предупреждения возникновения вторичных
нарушений по сравнению с задачами исправления первичных дефектов. Под вторичными дефектами Л. С. Выготский понимал нарушение развития высших психических функций. Говоря о границах и возможностях оказания коррекционной помощи ребенку, он определял эти границы не столько тяжестью самого органического поражения, сколько возможностями социальной компенсации первичного дефекта за счет развития высших психических функций. Вслед за Л. С. Выготским мы будем понимать психологическое содержание коррекционной работы как обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития.
2. Итак, термин "коррекция психического развития" возникает сначала в специальной педагогике (дефектология) и означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление отклонений в развитии, а затем происходит распространение этого понятия на область нормального психического развития. Следовательно, основными задачами коррекции психического развития могут выступать: а) коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, О. С. Никольская и др.); б) профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития и его оптимизация на основе всемерного обогащения процесса развития и использования всех потенциальных возможностей данной возрастной стадии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, И. В. Дубровина и др.).
Как подчеркивает А. С. Спиваковская, диагностика и коррекция с группами риска осуществляются практически одновременно на всем этапе работы. "Поэтому коррекционные приемы - это одновременно и приемы диагностики и самодиагностики участников коррекции" (Профилактика детских неврозов. - М., 1988. - С. 52). "Комплексность психологических факторов риска с необходимостью требует комплексного и системного психологического воздействия. Поэтому психологическая коррекция понимается как перестройка, реконструкция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье" (Там же.- С. 51-52).
Более подробное знакомство с третьей главой данной книги ("Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента") позволит не только уяснить цели и особенности психокоррекционного процесса, но и понять специфику психотерапии и психокоррекции как двух взаимодополняющих друг друга методов психологического воздействия.
3. Постановка целей коррекции нормального и отклоняющегося развития прямо связана с принимаемой теоретической моделью
психического развития ребенка и определяется ею. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым, в контексте представлений о структуре и динамике возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. В. Бурменская и др.). О. А. Ка-рабанова выделяет три основных направления в постановке коррекционных целей: 1) оптимизация социальной ситуации развития; 2) развитие доступных ребенку видов деятельности; 3) формирование соответствующих возрасту психологических новообразований.
4. Задача профилактики негативных тенденций в эмоционально-личностном и интеллектуальном развитии как составная часть коррекционной работы достаточно подробно освещена в книге "Практическая психология образования" (под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1998. - С. 59-70).
Основные понятия: реабилитация, коррекция отклонений, коррекция симптоматическая, коррекция каузальная, профилактика негативных тенденций, психокоррекция и психотерапия, индивидуализация подхода.
Задания для самостоятельной работы
- В книге А. О. Карабановой "Игра в коррекции психического развития ребенка" (М., 1997) во втором параграфе первой главы найдите определения двух видов психокоррекции: симптоматической и каузальной. Выпишите их и приведите пример организации психокоррекционной работы в контексте каждого из этих видов.
- Законспектируйте второй параграф первой главы, выделив в конспекте цели, задачи, подходы, этапы.
- Общая характеристика методов психокоррекции и психотерапии как методов психологического воздействия.
- Межличностное взаимодействие в психотерапии и психокоррекции.
- Онтогенетическая ориентация в психокоррекции.
ЛИТЕРАТУРА
- Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. - М., 1990.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994.
- Манова-Томова В. С. и др. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском
- Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. - М., 1995.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Метод, пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. - М., 1995.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. - М., 1998.
- Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко и др. - М., 1995.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. - М., 1997.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
- Шевченко Ю. С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. - М., 1998.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.
Раздел 2. Психокоррекция аномального и отклоняющегося
развития