1. Обсуждение темы следует начать с напоминания тезиса о взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики как основном содержании психосоматической проблемы, а также с разведения позиций медицины и психологии в понимании сущности и природы психосоматических взаимоотношений (Николаева В. В., Тищенко П. Д. Телесность человека: Междисциплинарные исследования. - М., 1991). Здесь же следует обсудить такие понятия, как "тело", "схема тела", "образ тела", "телесный опыт", "здоровье - болезнь".
Тело - это своеобразная "материализация" структуры личности и психологических проблем, канал и способ аргументации при воздействии на личность, средство для самопознания и формирования эзотерического сознания (В. Ю. Баскаков, 1997).
Схема тела - некое врожденное чувство (ощущение) целостности собственного тела, пластичная модель которого каждый
строит, исходя из собственных соматических ощущений. Схема тела обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. "Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле - нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение такой "карты" собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней" (Осорина М. В. Секретный мир детей. - СПб., 1999. - С. 14).
Образ тела - некое эмоционально-когнитивное обобщение отдельных ощущений, восприятий, представлений, установок, оценок, связанных с отдельными атрибутами тела и телесными функциями. Это сложное единство восприятия и переживания. "Образ своего телесного Я - это база для развития личности малыша (равно как и для личности взрослого). Ведь наличие тела - это критерий истинности утверждения "Я существую". Одновременно тело - это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства" (Там же).
Телесный опыт - это некоторая психическая активность, связанная с телом, включающая в себя: а) овладение своим телом и телесными навыками в процессе взаимодействия с ближайшим окружением; б) развитие "телесных" представлений, в том числе представлений о здоровье и болезни; в) самоисследование своего телесного переживания. Различные составляющие телесного опыта (представления о своем теле, общее физическое самочувствие и здоровье, телесные недомогания и болевые ощущения) во многом определяют человеческое существование как таковое, влияют на развитие личности. Телесные ощущения наполнены для каждого человека своим собственным смыслом и значением.
Ребенок, впервые вставший на ножки, испытывает огромное удивление.
Телесный опыт ребенка отражает процесс психосоматического развития, его закономерности и индивидуальные особенности. Телесный опыт ребенка можно анализировать по таким параметрам, как, например, освоение ребенком телесных функций, представления ребенка о своем теле, представления о здоровье и болезни. Результатом обобщенных представлений будет являться образ своего телесного Я, или образ тела.
Эмоциональный опыт, связанный с онтогенезом телесности, - это следующее: а) насколько ребенок стремится к телесной свободе, выдираясь из пеленок и одежды (дети-Маугли); б) насколько ребенок, получив свободу, использует ее для поддержания телесного
удовольствия; в) к каким способам его подкрепления прибегает сам (одни начинают бесконечный бег, другие требуют ванну и действия с водой и т.д.).
При понятии "здоровье - болезнь" "телесным выражением эмоционального здоровья человека является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и почвой под ногами ("заземленность"), ясный взгляд и мягкий приятный голос" (Коледа С. В. Предисловие // Лоуэн А. Психология тела. - М., 1997). "Физический облик человека отражает его психику" (Там же. - С. 5).
Телесность ребенка - это осанка и дыхание, это лицо и его выражение (напряженное или расслабленное), это поза и положение рук (открытое или закрытое) (Е. В. Горшкова).
"Объективно психическое здоровье можно определить по уровню жизненной энергии, которая проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также элегантности движений. Особенно важны глаза - окна души... В состоянии депрессии глаза грустные и часто в них видна глубокая тоска..." (Лоуэн А. - С. 12).
Субъективное ощущение здоровья - это "чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем - это проявляется не только симптомами болезни, но также изолирует нас от мира... Здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в "сиянии" тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти..." (Там же. - С. 7). "Именно отсутствие чувства своего тела является основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетической кондиции. В сущности невозможно отделить психическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта" (Там же. - С. 11).
2. Проблема онтогенеза телесности явно или косвенно рассматривалась в разных теориях развития. Анализ этих теорий показывает, что тема овладения своими телесными функциями рассматривается через призму развития самой личности, становление и развитие Я-концепции, образа физического Я в процессе социализации. Конкретное решение этой проблемы можно рассмотреть в рамках психоаналитических теорий развития (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон и др.), теорий социального научения (Р. Сире, Б. Скиннер, А. Бандура и др.), когнитивных теорий (Ж. Пиаже и др.).
3. Особо следует остановиться на диадическом подходе и на роли диады "мать - дитя" в развитии ребенка и, в частности, в нормальном развитии его телесности (А. Фрейд, Д. Боулби, Д. В. Винникотт и др.). Так, например, М. Малер подчеркивает важную роль матери в становлении у ребенка чувства целостности тела. Она связывает возникновение такого чувства с ритмично возникающими циклами соматосенсорных стимуляций, идущих от матери во время ухода за младенцем. Интеграция такой стимуляции приводит к развитию ощущения контуров своего тела, и ребенок начинает отличать себя от матери. Таким образом, для развития ребенка в раннем детстве очень важен частый физический контакт матери с ребенком: поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди и интимное общение, основанное на интуиции и связанное с сопереживанием.
4. В ходе последующего преодоления симбиотического единства ребенок не только отделяется от матери, формируя границы своего тела; он начинает действовать определенным образом: все проявления ребенка наполняются смыслом, необходимым для самостоятельного существования. "Таким образом, диада "мать - дитя" выступает первичным носителем психосоматического феномена, в котором мать выполняет функцию означивания и осмысливания витальных потребностей и телесных функций" (Г. А. Арина, 1991).
5. Изучение диады "мать - хронически больной ребенок" позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, понять роль матери в ходе его социализации в особых условиях развития - при хронической соматической патологии.
Так, например, по данным исследования Н. А. Коваленко (1998), матери детей с болезнью астмы чаще, чем в контрольной группе, связывают свои собственные эмоциональные переживания не с достижениями ребенка, его качествами или поведением, а со здоровьем - болезнью. То есть матери настолько погружены в болезнь ребенка, что просто не замечают многих других проявлений, не связанных с болезнью (Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1998).
Реализация ситуации "болезнь - центральное звено" родительско-детских отношений характерна и для развития многих детей, перенесших серьезные операции, например по поводу врожденного порока сердца. Реализация ситуации "болезнь как центральное звено" даже при хорошем результате операции и полном излечении ребенка происходит через взаимоотношения ребенка с родителями. Абсолютизация факта болезни, постоянное подчеркивание ее (эмоциональное акцентирование) будут проявляться на всех уровнях родительского отношения: поведенческом, когнитивном, эмоциональном (В. В. Николаева, Т. Г. Горячева, 1995).
6. В психологической помощи в этих случаях, как правило, нуждается вся семья. Психокоррекционная работа должна быть направлена на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, на фомирование у них адекватных представлений о болезни ребенка и своей роли в его заболевании. Основные направления психологической помощи ребенку в этих случаях состоят в следующем. Психокоррекционная работа в первую очередь должна быть направлена на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Основная задача - научить ребенка понимать свои чувства, правильно их выражать, а не скрывать; помочь ребенку справиться со своими страхами и негативными переживаниями; обучить ребенка различным способам совладания со стрессовыми ситуациями. Кроме психологического воздействия на эмоциональную сферу ребенка необходимо обогащение телесного опыта ребенка. С этой целью его обучают релаксации, дыхательным упражнениям. Целесообразно использование техники телесноориентированной психотерапии (В. Ю. Баскаков, 1997; Т. В. Нестерюк, 2000).
Отдельная работа должна проводиться с матерью. В частности, психологическими "мишенями" воздействия должны стать: изменение неадекватных, аффективных стереотипов реагирования матери; коррекция неадекватного материнского чувства вины; осознание и принятие своих чувств по отношению к ребенку и другим членам семьи. Основная задача - скорригировать аффективные паттерны взаимодействия матери с ребенком, научить понимать эмоциональные проявления ребенка и реагировать на них адекватно.
7. Особое место среди психосоматических расстройств принадлежит расстройствам, связанным с утратой близкого взрослого (Д. Н. Исаев, Е. Черепанова). Знакомство с этой проблемой в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, с содержанием основных направлений коррекционной работы возможно в процессе самостоятельного чтения книги Черепановой Е. Психологический стресс (М., 1997).
Основные понятия: психосоматическое развитие, жизненная энергия, схема тела, образ тела, телесность, хроническая болезнь, бронхиальная астма, психосексуальное развитие, утрата близкого взрослого.
Задания для самостоятельной работы
- Прореферируйте раздел "Психические линии развития ребенка" книги А. Фрейда "Норма и патология детского развития" (в любом издании). Прокомментируйте выделенные ею линии развития: телесной самостоятельности, от грудного вскармливания до рационального питания и т. д.
- Познакомьтесь с книгой А. В. Семенович и Е. А. Воробьевой "Комплексная методика психомоторной коррекции" (М., 1998). Попытайтесь ответить на вопрос "Как соотносится проблема онтогенеза телесности в целом и проблема трехуровневой организации психомоторной коррекции, предлагаемой авторами этой книги?".
- Соотнесите содержание психокоррекционной работы, представленной в ряде пособий, посвященных отклоняющемуся и нормальному телесному развитию ребенка: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. - М., 1997; Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М., 1998; Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993. Что общего в содержании коррекционной работы, представленной в этих пособиях? Чем они принципиально отличаются?
- Проведите небольшое исследование. Посетите группу детского сада любого возраста. Побеседуйте с воспитателями этой группы. Выделите детей, которых можно считать соматически ослабленными детьми. Соберите у родителей этих детей сведения о разных аспектах развития их на ранних этапах. Сделайте выводы: а) об особенностях становления системы "мать - дитя" в этих диадах и б) об особенностях онтогенеза телесного опыта этих детей.
- Культурно-исторический подход к проблеме онтогенеза телесности.
- Основные рабочие понятия в контексте психосоматической парадигмы.
- Социальная ситуация развития ребенка при хронических соматических заболеваниях.
- Роль игры и игрушки в психокоррекции нарушений психосексуального развития в дошкольном возрасте.
- Сравнение понятий: психологический стресс, горе, утрата близкого взрослого, травма, - сходство и различие.
ЛИТЕРАТУРА
- Горшкова Е. В. Учимся танцевать: Путь к творчеству. - М., 1993.
- Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996.
- Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. канд. дис. - М., 1998.
- Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. - М., 1995.
- Лоуэн А. Психология тела. - М., 1997.
- Нестерюк Т. В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. - М., 2000.
- Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: Элементы йоги для детей. - М., 1993.
- Осорина М. В. Секретный мир детей. - СПб., 1999.
- Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М., 1998.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
- Телесность человека: Междисциплинарные исследования / Под ред. В. В. Николаевой, П. Д. Тищенко. - М., 1991.
- Фрейд А. Норма и патология детского развития. - СПб., 1997.
- Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. - М., 1997.
- Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 1997.