Тема 8. Психологическое развитие ребенка. Основные виды психосоматических расстройств у детей и возможности их психокоррекции

1. Обсуждение темы следует начать с напоминания тезиса о взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики как основном содержании психосоматической проблемы, а также с разведения позиций медицины и психологии в понимании сущности и природы психосоматических взаимоотношений (Николаева В. В., Тищенко П. Д. Телесность человека: Междисциплинарные исследования. - М., 1991). Здесь же следует обсудить такие понятия, как "тело", "схема тела", "образ тела", "телесный опыт", "здоровье - болезнь".

Тело - это своеобразная "материализация" структуры личности и психологических проблем, канал и способ аргументации при воздействии на личность, средство для самопознания и формирования эзотерического сознания (В. Ю. Баскаков, 1997).

Схема тела - некое врожденное чувство (ощущение) целостности собственного тела, пластичная модель которого каждый

строит, исходя из собственных соматических ощущений. Схема тела обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. "Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле - нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение такой "карты" собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней" (Осорина М. В. Секретный мир детей. - СПб., 1999. - С. 14).

Образ тела - некое эмоционально-когнитивное обобщение отдельных ощущений, восприятий, представлений, установок, оценок, связанных с отдельными атрибутами тела и телесными функциями. Это сложное единство восприятия и переживания. "Образ своего телесного Я - это база для развития личности малыша (равно как и для личности взрослого). Ведь наличие тела - это критерий истинности утверждения "Я существую". Одновременно тело - это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства" (Там же).

Телесный опыт - это некоторая психическая активность, связанная с телом, включающая в себя: а) овладение своим телом и телесными навыками в процессе взаимодействия с ближайшим окружением; б) развитие "телесных" представлений, в том числе представлений о здоровье и болезни; в) самоисследование своего телесного переживания. Различные составляющие телесного опыта (представления о своем теле, общее физическое самочувствие и здоровье, телесные недомогания и болевые ощущения) во многом определяют человеческое существование как таковое, влияют на развитие личности. Телесные ощущения наполнены для каждого человека своим собственным смыслом и значением.

Ребенок, впервые вставший на ножки, испытывает огромное удивление.

Телесный опыт ребенка отражает процесс психосоматического развития, его закономерности и индивидуальные особенности. Телесный опыт ребенка можно анализировать по таким параметрам, как, например, освоение ребенком телесных функций, представления ребенка о своем теле, представления о здоровье и болезни. Результатом обобщенных представлений будет являться образ своего телесного Я, или образ тела.

Эмоциональный опыт, связанный с онтогенезом телесности, - это следующее: а) насколько ребенок стремится к телесной свободе, выдираясь из пеленок и одежды (дети-Маугли); б) насколько ребенок, получив свободу, использует ее для поддержания телесного

удовольствия; в) к каким способам его подкрепления прибегает сам (одни начинают бесконечный бег, другие требуют ванну и действия с водой и т.д.).

При понятии "здоровье - болезнь" "телесным выражением эмоционального здоровья человека является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и почвой под ногами ("заземленность"), ясный взгляд и мягкий приятный голос" (Коледа С. В. Предисловие // Лоуэн А. Психология тела. - М., 1997). "Физический облик человека отражает его психику" (Там же. - С. 5).

Телесность ребенка - это осанка и дыхание, это лицо и его выражение (напряженное или расслабленное), это поза и положение рук (открытое или закрытое) (Е. В. Горшкова).

"Объективно психическое здоровье можно определить по уровню жизненной энергии, которая проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также элегантности движений. Особенно важны глаза - окна души... В состоянии депрессии глаза грустные и часто в них видна глубокая тоска..." (Лоуэн А. - С. 12).

Субъективное ощущение здоровья - это "чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем - это проявляется не только симптомами болезни, но также изолирует нас от мира... Здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в "сиянии" тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти..." (Там же. - С. 7). "Именно отсутствие чувства своего тела является основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетической кондиции. В сущности невозможно отделить психическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта" (Там же. - С. 11).

2. Проблема онтогенеза телесности явно или косвенно рассматривалась в разных теориях развития. Анализ этих теорий показывает, что тема овладения своими телесными функциями рассматривается через призму развития самой личности, становление и развитие Я-концепции, образа физического Я в процессе социализации. Конкретное решение этой проблемы можно рассмотреть в рамках психоаналитических теорий развития (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон и др.), теорий социального научения (Р. Сире, Б. Скиннер, А. Бандура и др.), когнитивных теорий (Ж. Пиаже и др.).

3. Особо следует остановиться на диадическом подходе и на роли диады "мать - дитя" в развитии ребенка и, в частности, в нормальном развитии его телесности (А. Фрейд, Д. Боулби, Д. В. Винникотт и др.). Так, например, М. Малер подчеркивает важную роль матери в становлении у ребенка чувства целостности тела. Она связывает возникновение такого чувства с ритмично возникающими циклами соматосенсорных стимуляций, идущих от матери во время ухода за младенцем. Интеграция такой стимуляции приводит к развитию ощущения контуров своего тела, и ребенок начинает отличать себя от матери. Таким образом, для развития ребенка в раннем детстве очень важен частый физический контакт матери с ребенком: поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди и интимное общение, основанное на интуиции и связанное с сопереживанием.

4. В ходе последующего преодоления симбиотического единства ребенок не только отделяется от матери, формируя границы своего тела; он начинает действовать определенным образом: все проявления ребенка наполняются смыслом, необходимым для самостоятельного существования. "Таким образом, диада "мать - дитя" выступает первичным носителем психосоматического феномена, в котором мать выполняет функцию означивания и осмысливания витальных потребностей и телесных функций" (Г. А. Арина, 1991).

5. Изучение диады "мать - хронически больной ребенок" позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, понять роль матери в ходе его социализации в особых условиях развития - при хронической соматической патологии.

Так, например, по данным исследования Н. А. Коваленко (1998), матери детей с болезнью астмы чаще, чем в контрольной группе, связывают свои собственные эмоциональные переживания не с достижениями ребенка, его качествами или поведением, а со здоровьем - болезнью. То есть матери настолько погружены в болезнь ребенка, что просто не замечают многих других проявлений, не связанных с болезнью (Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1998).

Реализация ситуации "болезнь - центральное звено" родительско-детских отношений характерна и для развития многих детей, перенесших серьезные операции, например по поводу врожденного порока сердца. Реализация ситуации "болезнь как центральное звено" даже при хорошем результате операции и полном излечении ребенка происходит через взаимоотношения ребенка с родителями. Абсолютизация факта болезни, постоянное подчеркивание ее (эмоциональное акцентирование) будут проявляться на всех уровнях родительского отношения: поведенческом, когнитивном, эмоциональном (В. В. Николаева, Т. Г. Горячева, 1995).

6. В психологической помощи в этих случаях, как правило, нуждается вся семья. Психокоррекционная работа должна быть направлена на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, на фомирование у них адекватных представлений о болезни ребенка и своей роли в его заболевании. Основные направления психологической помощи ребенку в этих случаях состоят в следующем. Психокоррекционная работа в первую очередь должна быть направлена на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Основная задача - научить ребенка понимать свои чувства, правильно их выражать, а не скрывать; помочь ребенку справиться со своими страхами и негативными переживаниями; обучить ребенка различным способам совладания со стрессовыми ситуациями. Кроме психологического воздействия на эмоциональную сферу ребенка необходимо обогащение телесного опыта ребенка. С этой целью его обучают релаксации, дыхательным упражнениям. Целесообразно использование техники телесноориентированной психотерапии (В. Ю. Баскаков, 1997; Т. В. Нестерюк, 2000).

Отдельная работа должна проводиться с матерью. В частности, психологическими "мишенями" воздействия должны стать: изменение неадекватных, аффективных стереотипов реагирования матери; коррекция неадекватного материнского чувства вины; осознание и принятие своих чувств по отношению к ребенку и другим членам семьи. Основная задача - скорригировать аффективные паттерны взаимодействия матери с ребенком, научить понимать эмоциональные проявления ребенка и реагировать на них адекватно.

7. Особое место среди психосоматических расстройств принадлежит расстройствам, связанным с утратой близкого взрослого (Д. Н. Исаев, Е. Черепанова). Знакомство с этой проблемой в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, с содержанием основных направлений коррекционной работы возможно в процессе самостоятельного чтения книги Черепановой Е. Психологический стресс (М., 1997).

Основные понятия: психосоматическое развитие, жизненная энергия, схема тела, образ тела, телесность, хроническая болезнь, бронхиальная астма, психосексуальное развитие, утрата близкого взрослого.

Задания для самостоятельной работы

  1. Прореферируйте раздел "Психические линии развития ребенка" книги А. Фрейда "Норма и патология детского развития" (в любом издании). Прокомментируйте выделенные ею линии развития: телесной самостоятельности, от грудного вскармливания до рационального питания и т. д.
  2. Познакомьтесь с книгой А. В. Семенович и Е. А. Воробьевой "Комплексная методика психомоторной коррекции" (М., 1998). Попытайтесь ответить на вопрос "Как соотносится проблема онтогенеза телесности в целом и проблема трехуровневой организации психомоторной коррекции, предлагаемой авторами этой книги?".
  1. Соотнесите содержание психокоррекционной работы, представленной в ряде пособий, посвященных отклоняющемуся и нормальному телесному развитию ребенка: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. - М., 1997; Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М., 1998; Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993. Что общего в содержании коррекционной работы, представленной в этих пособиях? Чем они принципиально отличаются?
  2. Проведите небольшое исследование. Посетите группу детского сада любого возраста. Побеседуйте с воспитателями этой группы. Выделите детей, которых можно считать соматически ослабленными детьми. Соберите у родителей этих детей сведения о разных аспектах развития их на ранних этапах. Сделайте выводы: а) об особенностях становления системы "мать - дитя" в этих диадах и б) об особенностях онтогенеза телесного опыта этих детей.

Вопросы для обсуждения

  1. Культурно-исторический подход к проблеме онтогенеза телесности.
  2. Основные рабочие понятия в контексте психосоматической парадигмы.
  3. Социальная ситуация развития ребенка при хронических соматических заболеваниях.
  4. Роль игры и игрушки в психокоррекции нарушений психосексуального развития в дошкольном возрасте.
  5. Сравнение понятий: психологический стресс, горе, утрата близкого взрослого, травма, - сходство и различие.

ЛИТЕРАТУРА

  • Горшкова Е. В. Учимся танцевать: Путь к творчеству. - М., 1993.
  • Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996.
  • Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. канд. дис. - М., 1998.
  • Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. - М., 1995.
  • Лоуэн А. Психология тела. - М., 1997.
  • Нестерюк Т. В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. - М., 2000.
  • Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: Элементы йоги для детей. - М., 1993.
  • Осорина М. В. Секретный мир детей. - СПб., 1999.
  • Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М., 1998.
  • Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
  • Телесность человека: Междисциплинарные исследования / Под ред. В. В. Николаевой, П. Д. Тищенко. - М., 1991.
  • Фрейд А. Норма и патология детского развития. - СПб., 1997.
  • Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997.
  • Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. - М., 1997.
  • Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 1997.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: