Тема 9. Основные принципы и приемы психолого-педагогического изучения детей с аномальным развитием

С основными принципами психолого-педагогического изучения детей с аномальным развитием можно познакомиться в книге С. Д. Забрамной "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей" (М., 1995). Мы приводим их здесь с незначительными сокращениями.

  1. Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, - принцип гуманного отношения к ребенку. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.
  2. Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии.
  3. Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы отдельных, изолированных способностей. Поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке, данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
  1. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. В процессе обследования желательно выявить основные качества личности ребенка: его интересы, состояние эмоционально-волевой сферы, особенности целенаправленного и произвольного поведения.
  2. Одним из фундаментальных принципов отечественной патопсихологии и дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он проявляет себя в совместной деятельности с близким взрослым. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.
  3. Важно также учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания, т. е. учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели и т.п.

Подбирая диагностические методики, необходимо учитывать, что при индивидуальном обследовании ребенка дошкольного возраста следует оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений и т. д.), образного мышления и воображения (в том числе способность к созданию оригинальных образов), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти.

Важно изучить и оценить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности использование им замести телей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли. Иногда игра является единственным ме тодом, позволяющим получать необходимую информацию о ребенке. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение планировать свои действия, работать со схемой),

психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, способности к цвету и рисованию и др.).

Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний и самооценки ребенка.

Излишне при изучении детей с аномальным или отклоняющимся развитием чрезмерно стандартизировать условия обследования и ограничивать ребенка во времени (иногда это абсолютно невозможно). По мере необходимости желательно оказывать помощь и осуществлять индивидуальный подход в процессе исследования. Совместное преодоление ошибок, возникающих у ребенка в процессе выполнения экспериментальных заданий, учет того, какая помощь оказалась необходимой и достаточной, - наиболее интересный и важный материал для оценки тех или иных нарушений психической деятельности.

Основные понятия: метод наблюдения, анамнез, алгоритм обследования, диагностический комплекс, обучающий эксперимент, родительское сознание, приоритетное направление.

Задания для самостоятельной работы

  1. В книге "Психолог в детском саду" (Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева и др. - М., 1995) изучите два раздела ("Нестандартизированные диагностические методики"). Ответьте на вопрос: "В чем вы видите принципиальные различия между этими двумя типами методик?"
  2. Сделайте краткий реферат главы 3 книги В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева "Психология человека" (М., 1995) с выделением методов объяснительной (естественно-научной), описательной (гуманитарной) и практической психологии.

Вопросы для обсуждения

  1. Специфика организации наблюдений за развитием ребенка в условиях семьи и группы детского сада.
  2. Особенности игровой стратегии взаимодействия с ребенком как одной из составляющих диагностико-коррекционной работы.
  3. Роль анамнеза для диагностического заключения и составления плана коррекционной работы с ребенком.
  4. Примерные диагностические комплексы методик для оценки психического развития ребенка на разных возрастных стадиях.

ЛИТЕРАТУРА

  • Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. - Киев, 1986.
  • Бугрименко Е. А., Венгер А. А. и др. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М., 1992.
  • Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
  • Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1970.
  • Стребелева Е. А. Методические рекомендации по психолого-педагогическому изучению детей 2 - 3 лет // Ранняя диагностика умственного развития. - М., 1994.
  • Стребелева Е. А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. - 1994. - № 1.

Раздел 3. Основные направления психокоррекционной
практики в дошкольном возрасте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: