Система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире являются:
1) быстрые темпы развития высшего образования, массовой высшей школы;
2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличению разнообразия) учебных планов, программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке 2 или нескольких научных областей или учебных дисциплин;
3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. Оно предполагается в соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:
- признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;
- реализацию 2-ступеньчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру;
- использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;
- разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов оценки;
4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере должны сосуществовать производственная, исследовательская и проектно-конструкторская деятельность. Будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты;
5) повышение роли непрерывного самообразования. Это связано с тем, что очень быстро идет «старение» знаний. Срок профессиональной пригодности молодых специалистов исчисляется 3 – 5 годами. Поэтому необходимо осуществлять постоянно повышение квалификации и переподготовку кадров;
6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта (через использование личностно-ориентированных технологий, увеличение доли самостоятельной работы, использование Интернета).