Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности. Способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Каждый человек должен обладать критическим мышлением, иметь плюралистическое мировоззрение, мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире.
Поэтому основные положения новой образовательной парадигмы следующие:
- ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;
- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора ЗУН к посреднику, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении учебного материала);
- ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;
|
|
- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства.
В изменяющихся условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. Однако в школе не получили широкого распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций, а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Выход из этой ситуации видится в переходе к новой педагогической парадигме, т. е. в переходе от традиционного освоения учащимися социокультурного опыта в виде ЗУН к стимулированию их для разрешения возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций. Необходимо формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.