Цели реформирования системы высшего образования в РБ:
- повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
- формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
- воспитание духовно, интеллектуально и нравственно развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:
- структурно-организационных изменений;
- содержательно-технологических инноваций;
- создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования через переход к 2-ступеньчатой системе профессионального образования + бакалавриат и магистратура.
Содержательно-технологические инновации – внедрение новых технологий и содержания образования, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Это обновление нормативно-правового обеспечения, создание и использование учебно-методических комплексов. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов является блочно-модульный.
|
|
Процесс 2-ступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Этого можно достичь при использовании личностно ориентированных или развивающих технологий, а также информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечивающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также заочную форму обучения.
Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов воплощается в следующих его видах:
- нормативно-правовое (Кодекс Республики Беларусь об образовании);
- кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности);
- материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Интернет-ресурсам студентов и преподавателей и др.);
- финансовое (повышение эффективности научно-инновационной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).