Обучение как целенаправленный процесс развития личности

В современном понимании обучение – это процесс широкого взаимодействия между педагогом и учащимися с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Существует три точки зрения по поводу взаимосвязи обучения и развития личности.

1) Обучение идет вслед за развитием, поэтому необходимо ждать, пока созреют возможности для обучения. Обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития.

2) Обучение и развитие – это два тождественных процесса (Джеймс, Торндайк).

3) Обучение может идти не только вслед за развитием, не только параллельно с ним, но и впереди развития, продвигая все дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский). Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития:

А) уровень (зона) актуального развития – фактический уровень подготовленности ученика. На этом уровне он вполне самостоятельно выполняет определенные задания, т. е. уровень показывает, какие задания могут быть выполнены ребенком.

Б) уровень (зона) ближайшего развития – обозначает то, что ребенок не может выполнять самостоятельно, но с чем справляться с небольшой помощью.

Современная педагогика утверждает диалектическую связь обучения и развития: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение ведет за собой развитие и в то же время опирается на него. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоения определенных ЗУН (знаний, умений, навыков). Учение обеспечивается познавательными процессами и волевыми качествами.

Основные характеристики учебной деятельности:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

- общие способы действий предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке;

- происходят изменения психических свойств и поведения учащихся в зависимости от результатов собственных действий.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания. От этого зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: