Факторы развития личности

Фактор – это движущая сила, причина какого-либо явления. Есть факторы развития внешние, обусловленные окружающей средой, и внутренние, обусловленные активностью личности. Ученые выделяют следующие факторы развития личности: наследственность, среда, и воспитание. Как особый фактор выделяется деятельность.

Наследственность (Торндайк, Дьюи, Кобе и др.) – способность организмов передавать потомству определенные качества и особенности. Говоря о влиянии наследственности, следует анализировать такие понятия как задатки и способности.

Задатки – это анатомо-морфологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности.

Задатки передаются по наследству, а способности развиваются из них в процессе жизнедеятельности человека.

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование человека влияет географическая, национальная, школьная, семейная среда. Влияние среды стихийно и не направленно. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс. Он позволяет преодолеть негативные влияния среды.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрица­тельных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Деятельность – создание материальных условий жизни, удовлетворение потребностей, реализация собственного потенциала, самореализация в обществе, развитие духовного мира и реализация культурных потребностей.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятель­ность:

• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

• способствует удовлетворению естественных человеческих потребно­стей;

• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

• является фактором развития духовного мира человека, формой и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

• дает возможность человеку реализовать свой личностный потенци­ал, достичь жизненных целей;

• создает условия для самореализации человека в системе обществен­ных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: