Фактор – это движущая сила, причина какого-либо явления. Есть факторы развития внешние, обусловленные окружающей средой, и внутренние, обусловленные активностью личности. Ученые выделяют следующие факторы развития личности: наследственность, среда, и воспитание. Как особый фактор выделяется деятельность.
Наследственность (Торндайк, Дьюи, Кобе и др.) – способность организмов передавать потомству определенные качества и особенности. Говоря о влиянии наследственности, следует анализировать такие понятия как задатки и способности.
Задатки – это анатомо-морфологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности.
Задатки передаются по наследству, а способности развиваются из них в процессе жизнедеятельности человека.
Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование человека влияет географическая, национальная, школьная, семейная среда. Влияние среды стихийно и не направленно. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс. Он позволяет преодолеть негативные влияния среды.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.
Деятельность – создание материальных условий жизни, удовлетворение потребностей, реализация собственного потенциала, самореализация в обществе, развитие духовного мира и реализация культурных потребностей.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
• способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
• является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
• дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
• создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.