Воспитание и формирование личности

Существует много различных подходов к трактовке термина «воспитание». Эти различия обусловлены не только тем, в каком смысле мы употребляем понятие, но и тем, с каких позиций рассматривается человек в воспитании: как субъект или как объект.

Если человека рассматривать в качестве объекта воспитания, то здесь признаются внешние воздействия, формирующие личность (традиционная педагогика). Человек как субъект воспитания рассматривается с позиций гуманистической педагогики.

Выделяют следующие структурные элементы в рамках понятия «воспитание». Это ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.

Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия его участников (воспитатель и воспитанники), направленный на достижение воспитательных целей.

В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т. д.). Таким образом, воспитание творит культуру личности ребенка.

Воспитание строится на определенных закономерностях и принципах.

Закономерности воспитания:

- воспитание детерминировано культурой общества;

- воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющее ролью воспитания;

- эффективность воспитания зависит от активности человека и самовоспитания;

- эффективность и результативность воспитания зависит от гармоничной связи всех структурных элементов процесса;

- воспитательный процесс – постоянная трансформация внешних воздействий во внутренние процессы личности;

- действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к ценности;

- результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

Цель и принципы воспитания сформулированы в Концепции.

Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедяетельности.

Принципы воспитания: научности, природосообразности, культуросообразности, ненасилия и толерантности, связи с жизнью, открытости воспитательных систем, вариативности деятельности, эстетизации.

Если воспитание хорошо организовано, то оно приводит к формированию способности к самовоспитанию. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В процессе самовоспитания осуществляется деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: