Существует много различных подходов к трактовке термина «воспитание». Эти различия обусловлены не только тем, в каком смысле мы употребляем понятие, но и тем, с каких позиций рассматривается человек в воспитании: как субъект или как объект.
Если человека рассматривать в качестве объекта воспитания, то здесь признаются внешние воздействия, формирующие личность (традиционная педагогика). Человек как субъект воспитания рассматривается с позиций гуманистической педагогики.
Выделяют следующие структурные элементы в рамках понятия «воспитание». Это ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.
Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции.
|
|
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия его участников (воспитатель и воспитанники), направленный на достижение воспитательных целей.
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т. д.). Таким образом, воспитание творит культуру личности ребенка.
Воспитание строится на определенных закономерностях и принципах.
Закономерности воспитания:
- воспитание детерминировано культурой общества;
- воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющее ролью воспитания;
- эффективность воспитания зависит от активности человека и самовоспитания;
- эффективность и результативность воспитания зависит от гармоничной связи всех структурных элементов процесса;
- воспитательный процесс – постоянная трансформация внешних воздействий во внутренние процессы личности;
- действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к ценности;
- результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Цель и принципы воспитания сформулированы в Концепции.
Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедяетельности.
Принципы воспитания: научности, природосообразности, культуросообразности, ненасилия и толерантности, связи с жизнью, открытости воспитательных систем, вариативности деятельности, эстетизации.
|
|
Если воспитание хорошо организовано, то оно приводит к формированию способности к самовоспитанию. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В процессе самовоспитания осуществляется деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.