Воспитательные функции социальной среды. Социализация и ее факторы

Социальная среда – духовные и материальные условия жизни. Особенностью социальной среды в процессе развития и воспитания личности является то, что ее влияние стихийно, неуправляемо, случайно. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизведения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

- в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

- в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей;

- в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания;

- в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, социализация – это развитие, обусловленное конкретными условиями (социальными).

Существуют два подхода к пониманию социализации.

Первый подход утверждает, что в процессе социализации человек занимает пассивную позицию. Социализация – это процесс адаптации человека к обществу, которое формирует его как своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Такой подход можно назвать субъект-объектным.

Второй подход утверждает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Это субъект-субъектный подход.

Исходя из вышесказанного, социализацию необходимо трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии его со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Социализация определяется взаимодействием множества обстоятельств. Их называют факторами. А.В. Мудрик выделил основные группы факторов социализации:

1) мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной степени влияют на социализацию всех жителей Земли;

2) макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех людей, живущих в определенных регионах и странах;

3) мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4) микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

От совокупного взаимодействия этих факторов во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.

В русле субъект-объектного подхода социализированность в общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. В рамках субъект-субъектного подхода понимается, что человек не только адаптирован к обществу, но и в состоянии быть субъектом собственного развития, в некоторой мере общества в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: