-гуманность и милосердие по отношению к ребенку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
-открытость и доверительность в отношениях с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;
-оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
-социальная направленность воспитания, т.е. воспитание с вовлечением ребенка в реальные жизненные проблемы.
На семейное воспитание оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы семейного воспитания
1) Воздействие политических, социально-экономических и экологических условий.
2) Углубление процессов возрастающей технизации и материального потребительства (духовное обеднение).
3) Увеличение численности разводов и одновременно уменьшение численности браков.
4) Резкое снижение рождаемости детей и увеличение смертности населения.
5) Возникновение новых путей и форм интеграции семьи, детского сада, школы, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных и общественных организаций, объединений, учреждений и служб в воспитании детей.
|
|
Внутренние факторы семейного воспитания
Могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние (личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет родителей, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, уклад, традиции, внутрисемейные отношения, микроклимат; разумная организация досуга).
В.В Чечет выделяет следующие педагогически значимые внутренние факторы семейного воспитания:
1) Жилищные и материально-бытовые условия семьи.
2) Структура семьи и ее количественный состав.
3) Наличие в семье обоих родителей – отца и матери.
4) Отношение родителей к детям.
5) Выполнение родителями функций материнства и отцовства.
6) Духовное единство семьи.
7) Моральное единство семьи.
8) Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия.
9) Авторитет родителей.
10) Семейные традиции, обычаи, обряды.
11) Культура общения родителей с детьми.
12) Уровень педагогической культуры родителей.