Семья играет первостепенную роль в процессе адаптации ребенка в обществе. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению, стимулирует социальную и творческую активность личности.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Выделяются следующие функции семьи: репродуктивная, связанная с необходимостью продолжения рода; экономическая и хозяйственно-бытовая; функция первичной социализации; воспитательная; рекреационная и психотерапевтическая (человек чувствует себя в семье наиболее защищенным).
Типы семей
1) по количеству детей: много-, мало-, одно-, бездетные.
2) по числу поколений: одно-, двух-, межпоколенная.
3) по признаку полноты: полная, неполная, внебрачная.
|
|
4) по характеру взаимоотношений: идеальная, средняя, негативная (скандально-раздражительная).
5) по устойчивости семейных отношений: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
6) по уровню благополучия: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная.
Чечет В.В. – белорусский педагог дал определение понятию «семейное воспитание», выделил основные принципы и факторы семейного воспитания.
Семейное воспитание (в широком смысле) – это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которых происходит полноценное становление и развитие их личности.
Семейное воспитание (в узком смысле) – это взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.