Игра как механизм развития личности. Атрибуты игры. Типология игр

Выход за рамки повседневности обеспечивает игровая деятельность (интеллектуальные турниры, аукционы знаний, познавательные игры-праздники). В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.

Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Наибольшую роль игры можно определить в жизни ребенка, который посредством нее осваивает жизнь, приобретает знания, умения, опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.

Функции игры:

-моделирует жизненные ситуации борьбы и соревнования;

-создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

-сплачивает участников, создает общность, которая тяготеет к общению даже после окончания игры;

-выявляет личностные качества (ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность и др.);

-создает простор для фантазии, импровизации;

-приносит удовольствие, положительные эмоции от расширения кругозора, взаимообогащения знаниями;

-личность в игре проявляет те положительные качества, которые в повседневной жизни не находят применения.

Классификация игр:

По месту проведения: за столом, на открытом воздухе, в зале.

По характеру активности участников: подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.

По группообразующим характеристикам: индивидуальные, парные, групповые, командные.

По способу взаимодействия: состязательные, ролевые.

По влиянию на участников: позитивные, негативные.

Каждой игре присущи правила и условия. Условия игры произвольны и ситуативны. Это те же правила. Но они носят временный характер.

Требования к педагогическим играм:

-игра должна охватывать всех;

-игра должна быть интересна всем;

-игра должна быть доступна для всех.

Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными.

Ролевые игры пробуждают фантазию, развивают ролевое поведение, стимулируют творческую активность, обогащают репертуар средств эмоционального самовыражения. Они несостязательны.

Игры соревновательного характера основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Обязательный их элемент – наличие судей, жюри, которые следят за соблюдением правил и оценивают игру. Оценка должна быть предельно объективной. Еще один элемент – награждение победителей. Требования к призу: его ценность зависит о сложности игры; его не вручают за одно лишь участие; приз не обязательно должен быть материальным. В качестве приза могут выступать номинации.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) проводятся с целью превратить деятельность в предмет целенаправленного осмысления. В дидактике ОДИ квалифицируются как активные методы (технологии) обучения.

В образовательном процессе ОДИ выполняют разнообразные функции:

-поиск принципиально иного подхода к решению проблемы;

-апробация и проверка в деятельности новых моделей образования;

-формирование методологии и стратегии решения проблемы среди различного контингента слушателей.

Основные условия построения ОДИ:

-описание идеальной действительности в образовании;

-воспроизведение и мысленное «обыгрывание» заново этой действительности на основе мыследеятельностных процедур;

-представление идеальной действительности в качестве открытой конструктивно развертываемой системы, из которой можно извлекать все новое и новое содержание.

Игровая деятельность стимулирует самосознание личности (самонаблюдение, самоотношение, самооценку). Потребность совершенствовать знания о себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием самореализующейся личности. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности – условие гармоничного развития личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: