Выход за рамки повседневности обеспечивает игровая деятельность (интеллектуальные турниры, аукционы знаний, познавательные игры-праздники). В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.
Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Наибольшую роль игры можно определить в жизни ребенка, который посредством нее осваивает жизнь, приобретает знания, умения, опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.
Функции игры:
-моделирует жизненные ситуации борьбы и соревнования;
-создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;
-сплачивает участников, создает общность, которая тяготеет к общению даже после окончания игры;
-выявляет личностные качества (ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность и др.);
-создает простор для фантазии, импровизации;
-приносит удовольствие, положительные эмоции от расширения кругозора, взаимообогащения знаниями;
|
|
-личность в игре проявляет те положительные качества, которые в повседневной жизни не находят применения.
Классификация игр:
По месту проведения: за столом, на открытом воздухе, в зале.
По характеру активности участников: подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.
По группообразующим характеристикам: индивидуальные, парные, групповые, командные.
По способу взаимодействия: состязательные, ролевые.
По влиянию на участников: позитивные, негативные.
Каждой игре присущи правила и условия. Условия игры произвольны и ситуативны. Это те же правила. Но они носят временный характер.
Требования к педагогическим играм:
-игра должна охватывать всех;
-игра должна быть интересна всем;
-игра должна быть доступна для всех.
Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными.
Ролевые игры пробуждают фантазию, развивают ролевое поведение, стимулируют творческую активность, обогащают репертуар средств эмоционального самовыражения. Они несостязательны.
Игры соревновательного характера основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Обязательный их элемент – наличие судей, жюри, которые следят за соблюдением правил и оценивают игру. Оценка должна быть предельно объективной. Еще один элемент – награждение победителей. Требования к призу: его ценность зависит о сложности игры; его не вручают за одно лишь участие; приз не обязательно должен быть материальным. В качестве приза могут выступать номинации.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) проводятся с целью превратить деятельность в предмет целенаправленного осмысления. В дидактике ОДИ квалифицируются как активные методы (технологии) обучения.
|
|
В образовательном процессе ОДИ выполняют разнообразные функции:
-поиск принципиально иного подхода к решению проблемы;
-апробация и проверка в деятельности новых моделей образования;
-формирование методологии и стратегии решения проблемы среди различного контингента слушателей.
Основные условия построения ОДИ:
-описание идеальной действительности в образовании;
-воспроизведение и мысленное «обыгрывание» заново этой действительности на основе мыследеятельностных процедур;
-представление идеальной действительности в качестве открытой конструктивно развертываемой системы, из которой можно извлекать все новое и новое содержание.
Игровая деятельность стимулирует самосознание личности (самонаблюдение, самоотношение, самооценку). Потребность совершенствовать знания о себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием самореализующейся личности. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности – условие гармоничного развития личности.