Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности и профессионального бытия

В современном обществе все большее значение приобретают такие качества личности как компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность.

Компетентность – это не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нетипичных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Школа готовит учащихся к жизни в будущем, располагая при этом методами, формами и средствами, которые есть сегодня, опираясь на реальные интересы и ценности детей. Чтобы быть востребованным в обществе, выпускник школы должен освоить следующие жизненные роли:

1 роль – это реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести ЗОЖ, продуктивную жизнь.

2 роль – личность со стремлением к поддержке других людей, способностью ценить взаимоотношения с другими, развивать семейные, личные и деловые связи.

3 роль – человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.

4 роль – роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества.

5 роль – это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за качество производимой продукции.

6 роль – это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности, наряду с гражданской ответственностью.

7 роль – защитник окружающей среды, который понимает сущностные взаимосвязи природных явлений и деятельности человека, необходимость охранять природу, что позволяет регулировать и увеличивать природные ресурсы.

Таким образом, важнейшей задачей образования является подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, самовоспитанию и самообразованию.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная личность», ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству продукта.

Личность 21 века должна обладать также педагогической позицией по отношению к себе и творческой направленностью в деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к себе – это устойчивая система отношений человека к своим возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Педагогическая позиция проявляется в готовности и способности к профессиональному росту в течение всей жизни. Эта готовность включает следующие компоненты (потенциалы личности):

-гносеологический (что человек знает);

-аксиологический (чем дорожит);

-творческий (что умеет);

-коммуникативный (как и с кем общается);

-эстетический (чем восхищается).

Продуктом непрерывной работы по саморазвитию и самотворчеству личности являются рефлексивные способности; способности предвидения; способность к общению, диалогу; способность к непрерывному общекультурному и профессиональному самосовершенствованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: