Ю. В. Яковец. «История цивилизаций»

Книга современного российского экономиста вышла в свет в 1997 г.

Сейчас все согласны, что Россия переживает переходный период. Но это удивительное в наше бурное время единогласие сразу же оканчивается, как только вопрос переводится в конк­ретную форму: от какого общества мы уходим и к какому идем? Из разноголосицы мнений выберем два наиболее характерных.

1. Переход от «развитого социализма» к «развитому капита­лизму». Этот модуль перехода прочно засел в головах многих теоретиков и политиков, видящих идеал будущего страны в воз­врате к непреходящим ценностям зрелого капитализма, слегка очищенного от крайностей, чтобы походить на модель социаль­но-рыночного капитализма немецкого или шведского образца. <...>

Однако против такого понимания сути переходного периода имеются весомые аргументы. Повернуть ход истории, вернуться к капитализму середины прошлого века или середины нынешне­го века никому не дано, исторические циклы необратимы. Капи­тализм свободной конкуренции и государственно-монополисти­ческий капитализм, равно как и государственный социализм (в том виде, как он утвердился в СССР, странах Восточной Европы, некоторых азиатских странах), — пройденные этапы историче­ского развития, системы, исчерпавшие свой потенциал и пере­растающие в новое общество, которое отражает новый виток спирали исторического прогресса <...>

2. Переход от индустриального общества к постиндустри­альному в общем ритме смены мировых цивилизаций Это по­жалуй, наиболее точное определение сути переходного пери­ода, раскрывающего главную линию, стержень всего огромного и длительного (примерно на полвека) переходного периода, его структуру — на общем фоне переживаемого всем человечест­вом перехода к будущей цивилизации

Что говорит в пользу такого ответа на поставленный вопрос? Во-первых, Россия, хотя и с некоторым опозданием против эпицентра, примерно с середины XIX в. приступила к формированию индустриального общества, значительно дефор­мированного помещичье-феодальными пережитками. <. > С середины 20-х годов XX в. осуществлялась политика форсиро­ванной индустриализации, правда, в уродливой, милитаристско-государственной форме, что позволило ценой чрезвычай­ных жертв достичь военно-технического равновесия с лидерами индустриального общества И хотя такого перенапряжения сил однобоко развивающаяся экономика долго выдерживать не могла, факт наличия в бывшем Советском Союзе (и России как его главной наследнице) мощного научно-технического, произ­водственного и кадрового потенциала, свойственного стадии позднего индустриального общества, отрицать трудно.

Во-вторых, Россия как одна из крупных мировых держав на­ходится в русле общемирового движения всего человечества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Единст­венный для нее выбор — оказаться либо среди лидеров, либо в хвосте длинной вереницы стран и народов, идущих по этому пу­ти. <...>

В-третьих, только с позиций трудного и длительного перехо­да к новой цивилизации.. возможно поставить обоснованный диагноз современных кризисов, выработать надежный набор антикризисных стратегий а главное —дать людям новый иде­ал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.

Сейчас такой идеей, объединяющей и воодушевляющей миллионные народные пласты, может стать осознание общей опасности национальной катастрофы, отбрасывающей Россию на дальнюю периферию мирового прогресса, выстраданный идеал стать одним из лидеров, по крайней мере, в духовной сфере формирования постиндустриальной гуманистической ци­вилизации...

21. Прочитайте текст. Перечислите основные черты, отли­чающие индустриальную (техногенную) цивилизацию от тради­ционной. Какие тенденции в современном мире позволяют го­ворить о кризисе индустриальной цивилизации? Кризис цивили­зации всегда сопровождается кризисом системы ценностей. Как он проявляется в наши дни? Какими вы представляете себе идеалы новой цивилизации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: