От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
«Историки» акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-экономическая форма не является полностью завершенной; она постоянно совершенствуется, изменяется. Экономические теории, представляющие собой обобщения практики, также не следует абсолютизировать, считать их универсальными, соответствующими условиям каждого национального хозяйства.
Положения и выводы классической и неоклассической школ критикуются «историками» за схематизм и неоправданные абстракции. Важно учитывать условия, специфику отдельных стран, каждой эпохи. Главное – исторические факты, которые используются как аргументы, а не логические рассуждения и схемы. Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный инструмент изучения экономической реальности.
|
|
Экономические законы не являются универсальными и всеобщими категориями. Бруно Гильдебранд (1812–1878) ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Карл Книс (1821–1898) считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения.
Представители «молодой» школы историков (Густав Шмоллер, 1838–1917; Адольф Вагнер, 1835–1917) не отрицали существования экономических законов, но отмечали, что открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты.
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.
Литература
Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция IX.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 2.
Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. – СПб.: Амиран, 1906.
Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. – СПб.: В. Безобразов, 1860.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 20.
Рошер В.Г. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. – СПб.: 1891.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1.
|
|
Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. – М.: К. С. Солдатенков, 1902.
40. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма .
Предложенная германским социологом и экономистом Максом Вебером (1864–1920) концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это – метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.
Как социолог, историк, политолог, многогранный специалист в области общественных отношений, Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства. В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила распространение «рационалистическая» форма капитализма.
М. Вебер продемонстрировал воздействие внешних факторов на формирование экономических отношений, процессы экономического развития.
Литература
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории). – Пг.: 1923.
Олсон М. Роль нравственных и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. № 8.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1, п. 4.
Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8.
Pиx A. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, гл. 2.
Чугунов Т. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // МЭиМО. 1993. № 1.