double arrow
III. Состояние материальной базы учебных буровых практик.

2

Качество подготовки специалистов, особенно технических специальностей, в значительной степени зависит от наличия, состояния и современности технических средств, на которых проходят учебные практики.

1). Учитывая современное состояние техники и технологии геологоразведочного бурения в производственных организациях, материальная база наших учебных буровых практик, мягко говоря, не соответствует названию кафедры. Лучше покажет список учебных буровых объектов с годом изготовления:

1. Буровой агрегат 1БА15в – 1970 год – требует серьезного ремонта;

2. Буровой станок УКС-22м – 1970 год - только показ;

3. Буровая установка УГБ-50м – 1975 год – работает, но требует ремонта – замена маслонасоса ремонт двигателя;

4. Буровая установка УКБ-4П – 1982 год - пока работает;

5. Буровая установка ПБУ-800 (СКБ-5) – 1985 год, замена сцепления;

6. Буровая установка ПБУ-1200 (Пена) - 1985 год – пока работает;

7. Буровая установка УРБ-2А2 – 1989 год – работает, но требует серьезного ремонта Полный ремонт вращателя и гидросистемы;

8. Буровая установка УРБ12,5/25 – 2001 год – требует ремонта, а лучше - замены.

Примерно такая же хронология и у бурового инструмента.

Из списка видно, что за исключением фактически неработоспособной мелкой установки УКБ12,5/25, студентов приходится обучать на оборудовании, выпущенном 40 – 25 лет назад. За последние 20 лет произошло серьезное обновление парка буровой техники. К сожалению, за неимением отечественных аналогов большинство геологоразведочных организаций перешло на применение зарубежных буровых установок с подвижным вращателем и на бурение снарядами со съемным керноприемником, главным образом фирмы Longyear. Наши старые станки со шпиндельным вращателем применяются все реже. Из всех буровых установок, используемых на практиках, только установка УРБ-2А2 может считаться современной, но она полностью изношена за 25 лет эксплуатации и требует серьезного ремонта. Но бесплатно ремонт никто (кроме студентов) не делает. В этом году, как сказано выше, нам повезло с мастерами из ООО «ГеоСпецИзыскания», которые со студентами (а это им очень полезно) выполнили сложнейший ремонт гидродвигателя и вращателя установки.




2). Для проведения учебной исследовательской практики кафедрой разведочного бурения в семидесятые-восьмидесятые годы было создано 5 учебно-исследовательских стендов:



1. Стенд изучения технологи алмазного бурения, в частности особо важной задачи - закономерности износа алмазных буровых коронок;

2. Стенд по изучению алмазного бурения с применением пены в качестве очистного агента;

3. Стенд по изучению гидроударного бурения;

4. Стенд по изучению динамики вращения бурильной колонны в скважине (уникальный стенд со стометровой моделью скважины);

5. Стенд по работе с забойными ориентаторами для направленного бурения.

Техническое состояние этих объектов, хотя и позволяет проводить исследовательскую практику, но оставляет желать лучшего.

Так, стенд алмазного бурения, - удалось обеспечить работу только благодаря энтузиазму студентов отремонтировавших крышу и благодаря помощи спонсоров, позволившей приобрести электронные весы с необходимыми параметрами (точность до 10 миллиграмм). Перед этим два года весы включались в заявки кафедры, но безрезультатно.

Стенд бурения с пеной работал в штатном режиме, но требует серьезного ремонта электрооборудования.

Стенд гидроударного бурения также работал в штатном режиме, хотя давно надо было заменить гидроударник.

Стенд по изучению динамики вращения бурильной колонны вышел из строя во время практики из-за поломки тиристорного привода. Восстановление этого стенда возможно только с помощью кафедры энергетики, возможно с изменением типа привода и соответствующего финансирования.

Стенд направленного бурения на практике не работал из-за отсутствия преподавателя соответствующей квалификации.

Подводя итог оценки состояния материальной базы буровых практик, можно сказать, что практики проводить можно, нужно, но очень стыдно!

Для достойного проведения учебных буровых практик необходимо:

1. Обеспечить проведение практик компетентными преподавателями (для общего руководства) и квалифицированными и аттестованными учебными мастерами на каждом учебном буровом объекте – иначе весьма вероятны несчастные случаи с самыми серьезными последствиями (пока проносило!).

2. Обеспечить стопроцентную явку студентов на практику и прохождение ее студентами в полном объеме.

3. Обеспечить работоспособность имеющихся учебных буровых объектов. Для этого, дополнительно к ремонтным работам этого года:

Выполнить ремонт с приобретением необходимых деталей буровой установки 1БА15В

Выполнить ремонт гидравлической системы буровой установки УРБ-2А2

Приобрести настоящий разведочный гидроударник Г-59, возможно из неликвидов по минимальной цене, поскольку в настоящее время гидроударное бурение не в моде.

Поскольку в настоящее время широко и очень эффективно применяется пневмоударное бурение обязательно надо приобрести пневмоударник, лучше разведочный, но можно и горный (за 14000 рублей).

Учитывая, что буровая установка УКБ12,5/25 практически неработоспособна и морально устарела, было бы идеально приобрести современную буровую установку с подвижным вращателем для неглубокого бурения до 100 метров. Таких установок у нас в стране выпускается большое разнообразие и есть выбор установок (Кама-Д2, S-15, Стронг 21 и другие) стоимостью от 130.000 до 200.000 рублей. (есть дешевле, но они для практики не годятся).

Наконец, самое главное – мы могли бы проводить достойные практики, если бы уважаемые руководители кафедры, факультета и ректората, используя свои связи с руководителями производственных организаций, среди которых много выпускников МГРИ-РГГРУ, договорились о проведении рекламной акции с предоставлением на Сергиево-Посадский полигон образцов современной буровой техники на две недели во время проведения учебных практик. На полигоне в учебно-лабораторном буровом комплексе имеется закрытый охраняемый ангар для хранения техники и общежитие для размещения сопровождающих лиц.

Возможно, какая-то помощь в материальном оснащении учебных буровых практик и в вопросе с учебными мастерами может быть оказана Старо-оскольским филиалом, который входит в систему нашего университета.

Руководитель учебных буровых практик, ветеран МГРИ, работающий на учебных буровых практиках с 1955 года, доцент кафедры современных технологий бурения скважин Базанов Л.Д.

08.09.2015 г.

P.С. Отчет во многом повторяет отчет 2014 года, поскольку предыдущий отчет не был принят во внимание ни кафедрой, ни деканатом ни проректором по учебной работе.

2





Сейчас читают про: