До изучения темы студент должен знать:
ü - основы общей экологии
ü - типы взаимоотношений между организмами
ü -основные понятия и термины паразитологии
ü понятия паразитарная система, паразитоценоз, паразитарные болезни, трансмиссивные болезни, природноочаговые болезни, компоненты природного очага;
ü формы взаимоотношений между организмами;
ü основные понятия паразитологии;
ü понятие патогенности паразитов как причину клинических проявлений заболеваний.
В результате освоения темы студент должен уметь:
ü дифференцировать биотические факторы
ü определять типы взаимоотношений между организмами
ü оперировать терминологией
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1) Дайте определения понятий: конкуренция, антибиоз, нейтрализм, хищничество, симбиоз, синойкийя, комменсализм, протокооперация, мутуализм, паразитизм.
2) Приведите примеры различных форм паразитизма. Чем этот вид биотических взаимоотношений принципиально отличается от хищничества?
|
|
3) Выскажите свое мнение. В 1932 г. отечественный ученый Г.Ф. Гаузе предложил принцип исключения: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны. К какому типу биотических взаимодействий относится этот принцип?
4) В экологии межвидовые взаимодействия обозначаются следующим образом: «0» – безразличные; «+» – полезные; «–» – вредные. Используя эти обозначения, можно дифференцировать множество различных типов взаимодействий.
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 минут).
6. Оснащение. Мультимедиа
6.1. Дидактический материал – таблицы.
6.2. ТСО - ноутбук, мультимедийный проектор, обучающая компьютерная программа ROSH.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.