Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей. – Орел: ООО Орлик, 2005.
Словари
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2003.
2. Елисеев И. А. и Полякова Л. Г. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Ко-жевникова и П.А.Николаева. – М.,1987.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М.: Азбуковник, 1999.
Список сокращений
1. Г. – год
2. Др. – другие.
3. КЛЭ – краткая литературная энциклопедия.
4. Т.п. – тому подобное.
5. Т.д. – так далее.
Приложение 1
И.С.Тургенев
Приложение 2
Спасское-Лутовиново
Приложение 3
Я.П.Полонский
Приложение 4
Книга сказок И.С.Тургенева, изданная в 2005 г.
Приложение 5
Торжественное мероприятие, посвященное изданию сказок И.С.Тургенева
Приложение 6
Таблица «Отличие литературной сказки от народной»
Признаки | Народная сказка | Литературная сказка |
Принадлежность к повествовательным жанрам | + | + |
Установка на вымысел | + | Размыта, реалистические тенденции |
Идейно-тематическое содержание | Определяется традицией (коллективное творчество), сохраняется отпечаток ар-хаичных форм миропони-мания и архаичных соци-ально-экономических от-ношений | Определяется автором (индивидуальное нача-ло); передача идей, свойственных эпохе, отражение современных социально-экономичес-ких отношений. |
Сюжеты | Заданные | Определяются автор-ской фантазией |
Композиция | Определенный комплекс мотивов или повторяющих-ся функций действующих лиц образует строгую схе-му | Использование лишь элементов традицион-ной схемы, большое значение авторской фан-тазии |
Образность | 1. Обобщенное изображе-ние персонажей. 2. Стабильность персона-жей. 3. Постоянство их функ-ций. 4.Лаконичность характе-ристик персонажей 5. Небольшое количество героев. | 1. Индивидуализация сказочного героя, пси-хологизм. 2. Нестабильность пер-сонажей. 3. Непостоянство функ-ций. 4.Развернутые характе-ристики персонажей. 5. Появление главных и второстепенных героев. |
Форма повествования | Ориентировка на слушате-ля | Ориентировка на чита-теля |
Язык и стиль | -традиционные формулы зачина и концовки; - повторяющиеся конструк-ции; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета, - повествование, - художественное время убыстряется, - функция диалога – описа-ние действия. | -принцип контраста в сочетании с гиперболой, тропы (метафора), лите-ратурность языка, усложнение языковых структур, - повествование, описа-ние, - автор по своему усмот-рению убыстряет или замедляет художествен-ное время, - традиционные функ-ции диалога (харак-теристика героя и/или его душевного состоя-ния), - авторский стиль. |