Список использованной литературы. Заключение

Русская литература - бесценная кладовая национальной культуры, связанная с ней нерасторжимыми узами, накопившая внутри себя много разнообразных богатств и, прежде всего, из сокровищницы устного народного творчества, в котором одно из значительных мест занимает сказка. Она не знает над собой власти времени, и каждое новое поколение людей принимает её с особым интересом.

Если раньше сказка была уделом народной, преимущественно крестьянской аудитории, передаваясь, как правило, из уст в уста, то, начиная с конца ХVШ - начала XIX века, она становится достоянием и образованного общества, проникая в русскую литературу и обретая в ней новую жизнь. Многие русские писатели создают свои авторские сказки, соперничающие с народными. Этот дерзкий «спор» с фольклором начался давно и продолжается по сей день. Каждый из его участников предлагает свои доводы и аргументы. Так появляется особая сказка - литературная, по сути своей - жанр парадоксальный. Тяготея к народной сказке, она в то же самое время отталкивается от неё. Это противоречие заложено в самом термине «литературная сказка». Слово «литературная» ведет нас к латинскому "littera" - буква, письмо, а слово «сказка» происходит от «сказывать», «говорить», напоминая о фольклорных истоках жанра.

Постепенно литературная сказка завоевывает особую популярность в русской литературе, влияя на её развитие, претендуя на жанровую самостоятельность. Как было отмечено, сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.

Общие выводы исследования состоят в следующем:

1. Жанрообразующую роль в волшебных сказках выполняют структурные, композиционные элементы: функции действующих лиц, многоэпизодный сюжет, традиционные формулы, особый хронотоп, эстетическая функция.

2. Литературная сказка, выросшая из системы образов народной сказки, развивает её идеи. В результате в старые формы вливается иное содержание, обогащая их и дополняя новыми сюжетами и мотивами. Сказки И.С.Тургенева - авторские сказки, использующие опыт волшебной сказки, отличающиеся ори-гинальным сюжетом, своеобразной системой образов и удивительным речевым стилем.

3. Все свойства литературной сказки делим на постоянные и переменные. К постоянным относим те, что несут на себе жанрообразующую нагрузку. Это: антропоморфизм, анимизм, чудесные превращения, гиперболизация, условность и иносказательность. Отсутствие этих качеств ослабляет сказку и разрушает её как жанр. К переменным признакам причисляем: оптимизм или счастливый конец, ироническое отношение к изображаемым событиям, разговорный живой язык.

Литературная сказка не просто самостоятельный жанр, а жанр, оказывающий влияние на весь спектр русской литературы, что наглядно иллюстрируется творчеством видных русских писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, И.А. Бунина, A.M. Горького и др. Она развивается и сегодня.

Изучение сказочной традиции на примере творчества ведущих писателей XIX века, а именно творчества И.С.Тургенева, позволяет проследить сложные взаимоотношения архетипов малых и больших повествовательных структур, в результате которых происходит скрещивание разных жанров.

В этой ситуации жанровый архетип волшебной сказки проявляет особую устойчивость, оказывая заметное влияние на художественную самобытность писателя, значительно корректируя его жанровую систему. Другими словами, сказка стимулирует процесс жанровой интеграции, превращая его в необходимый атрибут литературного процесса.

Остается понять, почему именно волшебная сказка оказалась такой жанрово-стойкой и долговечной? Скорее всего, потому, что выступила в роли хранительницы родовых нравственных норм. Родившаяся в эпоху, когда разрушалось мифологическое мировоззрение, волшебная сказка оказалась первой формой общественного сознания и выразила изначальный комплекс нравственных человеческих представлений. «Идеалы волшебной сказки, с одной стороны, основаны на воспоминаниях о примитивной демократии и родовой спаянности людей в первобытную эпоху, с другой - воплощают мечту о справедливом устройстве общества в будущем», - писал Е.М. Ме-летинский. «Сказка рисует идеалы свободной жизни равноправных людей. Из всех утопий на Руси это едва ли не первая», - уточняет В.П. Аникин.

Являясь в сущности первожанром, сказка может функционировать по-новому в русле иных эстетических задач, сохраняя в реликтовой форме черты прежнего облика (прежней структуры) и подвергая их существенным изменениям. Творческая индивидуальность сказочника Тургенева не уничтожает сказочный жанр, а, опираясь на наиболее стойкие его архетипы, ведет по другому, уже литературному руслу. Свидетельством тому и стали его сказки «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», «Степовик».

Практическое значение данной работы состоит в том, что она, во-первых, может активно использоваться в чтении школьного курса «История русской литературы», во-вторых, её выводы могут быть положены в основу спецкурса по отечественной литературе «Русское устное народное творчество».

_________________________________________________________________

1 Мелетинский Е. М. От мифа к литературе.- М., РГГУ. 2000, с.39.

2 Аникин В. П. Русская народная сказка.- М.: Художественная литература, 1984, с. 84.

Работа может оказать заметную помощь в воспитании подрастающего поколения. Учителя средних школ и воспитатели детских садов, опираясь на неё, могут лучше понять идеологические и художественные возможности сказочного жанра.

Наконец, работа о сказочной традиции не только восстанавливает сказочный жанр в его правах, но и намечает иные пути стилевого анализа отечественной литературы, открывает новые возможности в развитии теории жанров.

Список использованной литературы

1. Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. - Л.: ЛГУ, 1989.

2. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности// Славянский фольклор и историческая действительность. - М., 1965.

3. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе А.Аарне.- Л., 1979.

4. Аникин В. П. Русская народная сказка.- М.: Художественная литература, 1984.

5. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ,2004.

6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 1983.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.– М., 1975.

8. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. – М.,1960.9. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. // Вопросы литературы. – 1978, №3.

10. Брауде Л. К истории понятия «литературная сказка» // Изв. АН СССР, 1977. Т. 36. Сер. лит. и яз., № 3, с. 234.

11. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л.,1975.

12. Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М., 1989.

14. Герасимова Н.М. Пространственно-временные формулы русской вол-шебной сказки // Русский фольклор. - Л., 1978.

15. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургене- ва. – Свердловск,1989.

16. Дмитриева Т. Г. Повествовательные и описательные стилистические приемы в русской волшебной сказке.- М.: МГУ,1996.

17. Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки.- М.: МГУ, 1995

18. Зуева Т. В. Волшебная сказка.- М.: Прометей, 1993.

19. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследо-вание внутреннего строения мира искусств. – Л.,1972.

20. Кирдан Б. П. Специфика фольклорных жанров.- М.: Наука, 1973.

21. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. // Теория литера-туры. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М.,1964.

22. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.

23. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров. - М, 1973.

24. Лазарев А. И. Художественный метод фольклора.- Иркутск, 1985.

25. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке. – Томск: Издательство Томского университета, 1982.

26. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. - Киев, 1983.

27. Мелетинский Е. М. Классические формы мифа.- М.: РАН, 1995.

28. Мелетинский. Е. М. От мифа к литературе.- М., РГГУ. 2000.

29. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). – Л.,1972.

30. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки.- Л., 1974.

31. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. // Проблемы метода и жанра. – Томск,1978.32. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. – М.,1968.

33. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

34. Пропп В. Я. Морфология сказки.- М., 1969.

35. Пропп В. Я. Поэтика фольклора.- М.: Лабиринт,1998.

36. Пропп В. Я. Русская сказка. - Л., 1984.

37. Пропп В.Я. Трансформация волшебной сказки. – М., 1998.

38. Пропп В. Я. Фольклор и действительность.- М., 1986.

39. Померанцева Э. В. Русская устная проза.- Л.: Просвещение, 1985.

40. Померанцева Э.В. Сказка. // Краткая литературная энциклопедия. Т.6.- М., 1971.

41. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. // Вестник Мос-ковского Университета. – Серия 9. Филология. – 1978, №4.

42. Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки.- М.: Наука, 1977.

43. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М.,1980.

44. Рафаева А. В. Исследования семантических структур традиционных сюжетов и мотивов.- М.: Российский Гуманитарный институт, 1998.

45. Риман Фриц. Основные формы страха.- М.: Алетейа, 1998.

46. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе. // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. – Л.,1974.47. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.,1977.48. Хализев В.Е. Род литературный. // Краткая литературная энциклопедия, т.6. –М.,1968.49. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4-х т. – М.,1982, т.4.50. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.,1970.51. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.,1982.

52. Черноусова И. П. Структура и художественные функции диалога в русской волшебной сказке.- Воронеж, 1994.

53. Чистов К.В. О принципах классификации жанров устной народной про-зы. - М., 1964. 54. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.,1979.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: