Предметно-пространственная развивающая среда

Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность к школьному обуче­нию, появляются потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-про­странственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количе­ство доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе долж­ны появиться географические карты и атласы, глобус, дидак­тические игры, развивающие познавательные интересы детей.

6 лет — сенситивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появ­ляется интерес к слову, они активно занимаются словотвор­чеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошколь­ников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Нужно предоставить детям возможности для усвоения род­ного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека раз­нообразных словесных игр.

Пространственную среду следует организовать таким обра­зом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружа­ющие предметы, т. к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать оп­ределенные трудности: они выполняют определенные дейст­вия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих вос­питанников и оказывать им необходимую помощь.

В возрасте шести-семи лет происходит активное становле­ние ребенка как личности, моделируются человеческие вза­имоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольст­вием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного простран­ства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые си­туации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру.

для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, прово­димые в подготовительной группе, должны помогать форми­рованию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни пре­вращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подста­вок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помо­щью педагога изготовить «тактильные» коврики и т. п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть ма­териалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация до­стижения успеха. Значит, нужно так организовать простран­ство, чтобы выделить достаточно места для проведения та­ких игр.

В логопедическом кабинете развивающая среда организует­ся таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стиму­лировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено доста­точное количество игр и пособий для подготовки детей к обу­чению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настен­ный и разрезной алфавит1, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на пере­мене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связ­ной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объ­ектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сю-

1 Нищева Н. В. Играйка-грамотейка.

жетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии карти­нок и две-три сюжетных картины.

В работе над лексическими темами используются репродук­ции с картин известных художников1. Репродукции картин можно использовать для оформления интерьера кабинета, раз­девалки, группового помещения. Столы для подгрупповых за­нятий в подготовительной к школе группе должны быть рассчи­таны на двух человек, для того чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену обо­рудования в кабинете в этой возрастной группе дети могут про­изводить самостоятельно под руководством логопеда

1 Курочкина НА. Знакомим с натюрмортом.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006; Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: