Из введения донор должен был уяснить себе сферу ваших интересов — над чем именно вы работаете. Теперь нужно изложить конкретную проблему, которую призван решить проект.
В этом разделе описывается ситуация, побудившая вас приступить к разработке проекта. Объясните, зачем проект нужен. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, то есть положение дел вне вашей организации — из жизни НКО, местных жителей, города или страны. Формулировка проблемы не должна отражать внутренние потребности вашей организации, за исключением случаев, когда вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у вас денег — это еще не проблема. Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важнее ответить на вопросы, для решения какой проблемы вам нужны деньги и на что вы направите полученные средства.
Не считайте, что все хорошо осведомлены о важности вашей проблемы. Старайтесь писать в расчете на человека, впервые в жизни слышащего о ней. Никогда не употребляйте никаких терминов, не разъяснив их значения. Например, слово «заказник» может быть совершенно незнакомо донору. В этом случае лучше пояснить, что речь идет об одном из типов особо охраняемых природных территорий, создаваемом местными органами власти с наложением определенных ограничений на виды и время природопользования.
Возможно, донор хорошо осведомлен о важности проектов, подобных вашему, но тем не менее ему потребуются дополнительные доказательства вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления авторитетных людей и обзорные научные работы, докажите, что вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Не увлекайтесь цитатами — двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет вполне достаточно.
Помните, что постановка проблемы — не аналитическая научная статья. Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Ваша задача — заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Избегайте наукообразных оборотов. Приводя данные научных исследований, не утомляйте читателя подробным описанием «аспектов дивергенции фенотипов аллопатически распространенных популяций некоторых бореальных представителей семейства Phocidae», а лучше скажите, что собирали материал о различиях во внешнем облике каспийского тюленя и байкальской нерпы.
Старайтесь избегать некорректных формулировок. Например, некорректно писать, что интересующая вас проблема — женское здоровье. Ведь само по себе «женское здоровье» проблемой не является. Правильнее сказать «ухудшение здоровья женщин» или «рост числа женских заболеваний» и т. п. Формулировка проблемы всегда должна указывать на наличие конфликта между тем, что есть, и тем, как должно быть. Ключевыми словами при формулировке проблемы должны стать «недостаток», «нехватка», «ухудшение», «отсутствие» и т. п.
В разделе «Постановка проблемы» вы должны:
—логически связать задачи, выполняемые вашей организацией, с проблемами, которые вы собираетесь решить;
—четко определить весь круг проблем, над которыми вы собираетесь работать;
—убедить читателя в том, что ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму;
—подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов — статистических данных, групповых заявлений, частных писем от ваших партнеров и профессионалов, работающих в вашей области, и др.;
—быть реалистичными — не пытайтесь решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.
Внимание, ошибка!
Многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения.
К примеру, в г. Череповце существует металлургический комбинат. Он загрязняет воздух, а когда ветер дует на город со стороны комбината, то жителям становится так трудно дышать, что хоть противогазы надевай.
Так вот: группа зеленых из Череповца считает, что проблема — это нехватка противогазов у населения подветренной части города.
Радикалы из «Хранителей Радуги» утверждают, что проблема в отсутствии больших пробок, которыми можно заткнуть вредоносные трубы.
Менее радикальные экологисты говорят, что проблема в том, как убедить руководство комбината поставить эффективные очистные фильтры.
Но дело в том, что проблема-то во всех трех случаях одна:
здоровью жителей Череповца угрожают выбросы металлургического комбината. А все остальное — лишь возможные пути ее решения.
Возможно, что в конечном итоге покупка противогазов и решила бы проблему наилучшим образом, но ясно, что это — именно метод, а не проблема и не потребность. Будьте очень осторожны в подобных случаях.
Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1—3 стр.
Критерии оценки раздела «Постановка проблемы»:
1) описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта;
2)ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект;
3)демонстрирует, насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя;
4) показывает, насколько она связана с целями и задачами организации-заявителя;
5)показывает разумность масштаба работ;
6)поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, цитатами из ключевых литературных источников (1 —5) и мнениями экспертов;
7)проблема сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя;
8)раздел не содержит голословных утверждений;
9)содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько это возможно).