Классификационный признак IV. Признак масштаба или уровня обобщения проблемных ситуаций.
Классификационный признак III.
Классификация проблем
Структуризация проблем
Структурирование и диагностика проблем
Напомним, что в общем случае процесс структуризации подразумевает решение следующих задач (см. этапы системного подхода):
1. Классификация проблем по категориям - определение того, на что влияет существование той или иной проблемы, или под влиянием каких сфер деятельности организации и внешних факторов они (проблемы) находятся.
2. Идентификация элементов (показатели, факторы, признаки), составляющих сущность проблемы, воздействующих на проблемуили находящихся под ее влиянием.
3. Оценка зависимостей между элементами - как они воздействуют друг на друга.
В связи со спецификой слабоструктурированных проблем, связанной с их сложностью, строгой формализации данного процесса до настоящего времени не существует.
Наиболее распространенным подходом к осуществлению процесса структуризации является схема структурного системного анализа, по которой декомпозиция проблемы осуществляется в соответствии с общесистемными характеристиками организации и внешней среды, применительно к которым рассматривается та или иная проблема.
Для методов структурного системного анализа характерно использование определенных способов «борьбы» со сложностью, таких, как:
· иерархическое представление информации о проблеме;
· ограничение числа элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 7);
· ограничение контекста, включающего лишь существенные на каждом уровне детали;
· использование строгих формальных правил записи.
Как правило, структуризация осуществляется путем итерационной процедуры, включающей в себя анализ, детализацию, обобщение и согласование, последовательно приближающие ЛПР к некоторому удовлетворяющему его результату.
Первая задача структуризации связана с классификацией проблем по категориям.
На настоящий момент не существует единого подхода к классификации проблемных ситуаций, что объясняется:
· во-первых, многообразием самих проблемных ситуаций, возникающих на предприятии и являющихся следствием изменений, происходящих во внешней и внутренней среде организации,
· во-вторых, существованием различных способов их описания и,
· в-третьих, многообразием точек зрения на методы их разрешения.
Классификационный признак I.
В настоящее время существует несколько общих подходов к классификации проблемных ситуаций, наиболее распространенным и признанным среди которых считается классификация, предложенная Г. Саймоном, по признаку степени структурированности проблем.
· Структурированные проблемы, в которых зависимости между элементами проблемы (признаки, проявления, причины, обстоятельства) определены и имеют численные значения.
· Слабоструктурированные проблемы, для которых известны преимущественно качественные зависимости между элементами проблемной ситуации, причем информация о части элементов может отсутствовать.
Неструктурированные проблемы, для которых не определены ни количественные, ни качественные зависимости между элементами проблемы, равно как и перечень самих элементов.
В качестве признака деления в данном случае используется количественная и качественная определенность элементов проблемы.
Другим признаком деления проблемных ситуаций на структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные является признак степени известности алгоритма их решения.
· К структурированным следует отнести такие управленческие ситуации, для которых решения известны, либо для нахождения которых адекватно могут быть использованы известные процедуры поиска решений, модели и методы.
· При возникновении слабоструктурированных проблем ЛПР не располагает информацией об отдельных элементах или звеньях процесса принятия решения. Так, ЛПР может затрудняться в определении целевой функции, критериев выбора решений и ограничений, накладываемых на них.
· Неструктурированные проблемные ситуации характеризуются отсутствием в распоряжении ЛПР каких-либо алгоритмов поиска возможных решений.
Классификационный признак II.
Следующая классификация проблемных ситуаций связана с таким признаком, как число элементов (показатели, факторы, признаки), рассматриваемых при анализе проблемной ситуации.
Проблемы, в этом случае разбиваются на простые и сложные.
· Сложная проблемная ситуация. Если для элементов проблемной ситуации характерны большая размерность (число элементов превышает несколько десятков), сложный характер взаимодействия, наличие случайных факторов и фактора времени.
· Простая проблемная ситуация. Если для проблемы характерны небольшая размерность (число элементов составляет менее одного десятка), простой вид взаимосвязей, отсутствие случайных факторов и фактора времени.
Большое число исследований в области теории принятия решений базируется на классификации проблем в соответствии с признаком информированности лица, принимающего решение, об условиях внешней среды и возможных результатах принятых решений.
Здесь выделяют три класса проблемных ситуаций в соответствии со следующими возможными вариантами условий внешней среды:
· условия определенности - им соответствуют детерминированные проблемные ситуации;
· условия риска - вероятностные проблемные ситуации;
· условия неопределенности - неопределенные проблемные ситуации.
Проблемные ситуации могут быть отнесены:
· к отрасли в целом;
· к уровню предприятия;
· к отдельной функциональной подсистеме предприятия.
Так, проблемная ситуация, характеризующаяся ограниченностью ресурсов сырья, носит достаточно выраженный признак отраслевой принадлежности.
В отличие от ситуации нехватки оборотных средств для нормального функционирования предприятий, которая в большей степени соответствует уровню предприятия.
Классификационный признак V. Значимость проблемы.
Выражается в величине возможных потерь в случае непринятия или несвоевременного принятия решения.
Классификационный признак VI.
Частота возникновения или повторяемость проблемных ситуаций, характеризующая степень их уникальности или типичности.
Так, ситуация, характеризующаяся недостатком оборотных средств для нормального функционирования предприятия, может повторяться ежеквартально, что связано с необходимостью уплаты налогов в бюджет и прочих отчислений.
Проблемы, вызванные высокими темпами инфляции или приватизацией предприятия, будут носить уникальный характер.
Классификационный признак VII. По содержательным характеристикам проблем.
Содержательные характеристики проблем делятся на две группы:
· факторы внешней по отношению к предприятию среды
· факторы внутренней среды, описываемой организационно-техническими и экономическими параметрами производства.
Среди факторов внешней среды предприятия выделяют две подгруппы:
· макроэкономических факторов, определяемых проводимой в стране экономической политикой,
· отраслевых факторов, являющихся внутренними для отрасли, но внешними - для предприятия.
Поскольку ни отрасль, ни предприятия не оказывают непосредственного воздействия на формирование макроэкономической ситуации, для организации противодействия ее ухудшению предприятия могут задействовать лишь внутрипроизводственные факторы, во многом формируемые состоянием отрасли.
Некоторые выводы.
Большинство признаков классификации частично дублируют друг друга.
Например, хорошо структурированные проблемные ситуации обычно являются типовыми и характеризуются условиями определенности.
А уникальные проблемные ситуации обычно являются неструктурированными и характеризуются условиями неопределенности внешней среды.
Построение упорядоченной системы классификации представляет собой сложную задачу, так как:
· во-первых, между значениями (вариантами) классификационных признаков трудно провести четко определенную границу (например, где заканчиваются сложные проблемы и начинаются простые),
· во-вторых, система признаков характеризуется наличием многочисленных пересекающихся связей (например, хорошо структурированные проблемы в большинстве случаев будут простыми и часто повторяющимися)
Что касается распределения удельных весов проблем в соответствии со степенью структурированности, то исследования подтверждают высокий удельный вес (около 90%) слабоструктурированных проблем в общем количестве проблемных ситуаций.
Важнейшая особенность слабоструктурированных проблем состоит в том, что процедура их решения может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в решении проблемы.
Для их решения обычно не могут быть использованы традиционные методы и модели, для которых характерно, как правило, явно заданное на основе количественных значений описание объекта, ограничений, целевой функции и алгоритма решения.
Две другие задачи, которые приходится решать руководителю при структуризации проблемной ситуации, связаны с идентификацией элементов проблемы и определением существующих между ними взаимосвязей.
Система факторов, описывающих конкретную проблемную ситуацию или некоторую проблемную область, может быть достаточно сложной и громоздкой.
Поэтому задача структуризации (особенно, вторая и третья задачи структуризации) на практике решается путем построения и последующего использования типовых (или шаблонных) причинно-следственных диаграмм (ПСД), позволяющих создать базовый инструментарий для следующего этапа - диагностики проблем, т. е. поиска причин их возникновения, и дальнейшего генерирования решений.
Построение причинно-следственных диаграмм для каждой проблемы осуществляется путем поэтапной иерархической декомпозиции:
· на каждом из уровней иерархии k для каждой из проблем определяются возможные проблемы-причины более низкого уровня k+1;
· для которых, в свою очередь, генерируются причины следующего уровня.
Декомпозиция проблем на элементы в соответствии с их причинно-следственными взаимосвязями может быть проведена:
· на основе интервьюирования руководителей и специалистов предприятий;
· а также методом логического анализа и сопоставления общеизвестных экономических и финансовых зависимостей с результатами интервьюирования.
Например, первый уровень "дерева причин" для проблемной ситуации "Снижение объемов реализации товаров и услуг" представлен на рис. 6.1. [5].
Рис. 6.1. Первый уровень декомпозиции проблемной ситуации «Снижение объемов реализации товаров и услуг».
· Причиной, оказывающей наибольшее влияние на снижение объема продаж на предприятиях, может быть общее снижение платежеспособного спроса на товар.
В данной проблеме-причине аккумулировано:
-воздействие макроэкономических факторов,
-влияние экспорта и импорта,
-особенностей структуры отрасли,
-сезонных колебаний спроса,
-а также других факторов, оказывающих влияние на формирование спроса на товар.
· Проблема конкурентоспособности в приведенной формулировке связана не только с низкой конкурентоспособностью товара и услуг в отношении их качества и цены, но также и с конкурентоспособностью производства, которая может определяться организационно-техническим уровнем производства (состоянием оборудования, технологии, специализации) и его несоответствием текущим потребностям рынка.
· Одной из основных причин снижения объема продаж товара может являться низкая активность и эффективность работы службы маркетинга и сбыта предприятия, проявляющаяся:
-в уровне расходов на маркетинг;
-в несоответствии системы распределения товара, методов информирования покупателей ситуации на рынке и уровню конкуренции в отрасли;
-в несоответствии ценовой и рыночной стратегии особенностям предприятия (тип производства, размер, специализация, месторасположение).
· Что касается проблемы снижения объемов производства товара, то в данном случае она рассматривается в качестве одной из причин снижения объема продаж, что в для конкретного предприятия является очевидным. Так как именно решения руководства по сокращению объемов производства и численности работающих, в связи с невозможностью обеспечить предприятие сырьем или нехваткой оборотных средств, ведут к снижению объемов реализации товара.
После объединения всех декомпозиций получается итоговая, достаточно сложная многосвязная ПСД (причинно-следственная диаграмма).