double arrow

Идентификация элементов проблемы

Классификационный признак IV. Признак масштаба или уровня обобщения проблемных ситуаций.

Классификационный признак III.

Классификация проблем

Структуризация проблем

Структурирование и диагностика проблем

Напомним, что в общем случае процесс структуризации подразумевает решение следующих задач (см. этапы системного подхода):

1. Классификация проблем по категориям - опре­деление того, на что влияет существование той или иной проблемы, или под влиянием каких сфер деятельности организации и внешних факто­ров они (проблемы) находятся.

2. Идентификация элементов (показатели, факторы, признаки), составляющих сущность проблемы, воздействующих на проблемуили находящихся под ее влиянием.

3. Оценка зависимостей между элементами - как они воздейст­вуют друг на друга.

В связи со спецификой слабоструктурированных проблем, свя­занной с их сложностью, строгой формализации данного процесса до настоящего времени не существует.

Наиболее распространенным под­ходом к осуществлению процесса структуризации является схема структурного системного анализа, по которой декомпозиция проблемы осуществляется в соответствии с общесистемными характеристиками организации и внешней среды, применительно к которым рассматри­вается та или иная проблема.

Для методов структурного системного анализа характерно использование определенных способов «борьбы» со сложностью, таких, как:

· иерархическое представление информации о проблеме;

· ограничение числа элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 7);

· ограничение контекста, включающего лишь сущес­твенные на каждом уровне детали;

· использование строгих формальных правил записи.

Как правило, структуризация осуществляется путем итерационной процедуры, включающей в себя анализ, детализацию, обобщение и согласование, последовательно приближающие ЛПР к некоторому удовлетворяющему его результату.

Первая задача структуризации связана с классификацией проблем по категориям.

На настоящий момент не существует единого подхода к класси­фикации проблемных ситуаций, что объясняется:

· во-первых, мно­гообразием самих проблемных ситуаций, возникающих на предприя­тии и являющихся следствием изменений, происходящих во внешней и внутренней среде организации,

· во-вторых, существованием разли­чных способов их описания и,

· в-третьих, многообразием точек зрения на методы их разрешения.

Классификационный признак I.

В настоящее время существует несколько общих подходов к клас­сификации проблемных ситуаций, наиболее распространенным и при­знанным среди которых считается классификация, предложенная Г. Саймоном, по признаку степени структурированности проблем.

· Структурированные проблемы, в которых зависимости между элементами проблемы (признаки, проявления, причины, обстоя­тельства) определены и имеют численные значения.

· Слабоструктурированные проблемы, для которых известны преимущественно качественные зависимости между элементами проблемной си­туации, причем информация о части элементов мо­жет отсутствовать.

Неструктурированные проблемы, для которых не определены ни коли­чественные, ни качественные зависимости между элементами проб­лемы, равно как и перечень самих элементов.

В качестве признака деления в данном случае используется количественная и качественная определенность элементов проблемы.

Другим признаком деления проблемных ситуаций на структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные является признак степени известности алгоритма их решения.

· К структурированным следует отнести такие управленческие ситуации, для которых решения известны, либо для нахождения кото­рых адекватно могут быть использованы известные процедуры поиска решений, модели и методы.

· При возникновении слабост­руктурированных проблем ЛПР не располагает информацией об от­дельных элементах или звеньях процесса принятия решения. Так, ЛПР может затрудняться в определении целевой функции, критериев выбо­ра решений и ограничений, накладываемых на них.

· Неструктурированные проблемные ситуа­ции характеризуются отсутствием в распоряжении ЛПР каких-либо алгоритмов поиска возможных решений.

Классификационный признак II.

Следующая классификация проблемных ситуаций связана с та­ким признаком, как число элементов (показатели, факторы, признаки), рассма­триваемых при анализе проблемной ситуации.

Проблемы, в этом случае разбиваются на простые и слож­ные.

· Сложная проблемная ситуация. Если для элементов проблемной ситуации характерны большая размерность (число элементов превышает несколько десятков), слож­ный характер взаимодействия, наличие случайных факторов и фактора времени.

· Простая проблемная ситуация.Если для проблемы характерны небольшая размерность (число элементов составляет менее одного десятка), простой вид взаи­мосвязей, отсутствие случайных факторов и фактора времени.

Большое число исследований в области теории принятия решений базируется на классификации проблем в соответствии с признаком информированности лица, принимающего решение, об условиях внешней среды и возможных результатах принятых решений.

Здесь выделяют три класса проблемных ситуаций в соответствии со следую­щими возможными вариантами условий внешней среды:

· условия оп­ределенности - им соответствуют детерминированные проблемные ситуации;

· условия риска - вероятностные проблемные ситуации;

· усло­вия неопределенности - неопределенные проблемные ситуации.

Проблемные ситуации могут быть отнесены:

· к отрасли в целом;

· к уровню предприятия;

· к отдельной функциональной подсистеме предприятия.

Так, проблемная ситуация, характеризующаяся ограниченностью ресурсов сырья, носит достаточно выраженный признак отраслевой принадлежности.

В отличие от ситуации нехватки оборотных средств для нормального функционирования предприятий, которая в большей степени соответствует уровню предприятия.

Классификационный признак V. Значимость проблемы.

Выражается в величине возможных потерь в случае непринятия или несвоевре­менного принятия решения.

Классификационный признак VI.

Частота возникновения или повторяемость проблемных ситуа­ций, характеризующая степень их уникальности или типичности.

Так, ситу­ация, характеризующаяся недостатком оборотных средств для нор­мального функционирования предприятия, может повторяться ежеква­ртально, что связано с необходимостью уплаты налогов в бюджет и прочих отчислений.

Проблемы, вызванные высокими темпами инфля­ции или приватизацией предприятия, будут носить уникальный харак­тер.

Классификационный признак VII. По содержательным характеристикам проб­лем.

Содержательные характеристики проб­лем делятся на две группы:

· факторы внешней по отношению к предприятию среды

· факторы внутренней среды, описываемой организационно-техническими и экономическими пара­метрами производства.

Среди факторов внешней среды предприятия выделяют две подгруппы:

· макроэкономических факторов, оп­ределяемых проводимой в стране экономической политикой,

· отрас­левых факторов, являющихся внутренними для отрасли, но внешними - для предприятия.

Поскольку ни отрасль, ни предприятия не оказывают непосредс­твенного воздействия на формирование макроэкономической ситуации, для организации противодействия ее ухудшению предприятия могут задействовать лишь внутрипроизводственные факторы, во многом формируемые состоянием отрасли.

Некоторые выводы.

Большинство признаков классификации частично дублируют друг друга.

Например, хорошо структурированные проблемные ситуации обычно являются типовыми и характеризуются условиями определен­ности.

А уникальные проблемные ситуации обычно являются неструк­турированными и характеризуются условиями неопределенности вне­шней среды.

Построение упорядоченной системы классификации представляет собой сложную задачу, так как:

· во-первых, между значениями (вариантами) классификационных признаков трудно провести четко определенную границу (например, где заканчиваются сложные проб­лемы и начинаются простые),

· во-вторых, система признаков характеризуется наличием многочисленных пересекающихся связей (например, хорошо структурированные проблемы в большинстве случаев будут простыми и часто повторяющимися)

Что касается распределения удельных весов проблем в соответст­вии со степенью структурированности, то исследования подтверждают высокий удельный вес (около 90%) слабоструктурированных проблем в общем количестве проблемных ситуаций.

Важнейшая особенность слабоструктурированных проблем сос­тоит в том, что процедура их решения может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в решении проблемы.

Для их решения обычно не могут быть использованы традиционные методы и модели, для которых ха­рактерно, как правило, явно заданное на основе количественных зна­чений описание объекта, ограничений, целевой функции и алгоритма решения.

Две другие задачи, которые приходится решать руководителю при структуризации проблемной ситуации, связаны с идентификацией элементов проблемы и определением существующих между ними вза­имосвязей.

Система факторов, описывающих конкретную проблем­ную ситуацию или некоторую проблемную область, может быть доста­точно сложной и громоздкой.

Поэтому задача структуризации (особенно, вторая и третья задачи структуризации) на практике решается путем построения и пос­ледующего использования типовых (или шаблонных) причинно-следственных диаграмм (ПСД), позволяющих создать базовый инструмента­рий для следующего этапа - диагностики проблем, т. е. поиска причин их возникновения, и дальнейшего генерирования решений.

Построение причинно-следственных диаграмм для каждой проблемы осуществляется путем поэтапной иерархической де­композиции:

· на каждом из уровней иерархии k для каждой из проблем определяются возмож­ные проблемы-причины более низкого уровня k+1;

· для которых, в свою очередь, генерируются причины следующего уровня.

Декомпозиция проблем на элементы в соответствии с их причин­но-следственными взаимосвязями может быть проведена:

· на основе интервьюирования руководителей и специалистов предприятий;

· а так­же методом логического анализа и сопоставления общеизвестных эко­номических и финансовых зависимостей с результатами интервьюиро­вания.

Например, первый уровень "дерева причин" для проблемной ситуации "Снижение объемов реализации товаров и услуг" представлен на рис. 6.1. [5].

Рис. 6.1. Первый уровень декомпозиции проблемной ситуации «Снижение объемов реализации товаров и услуг».

· Причиной, оказывающей наибольшее влияние на снижение объе­ма продаж на предприятиях, может быть общее снижение плате­жеспособного спроса на товар.

В данной проблеме-причине акку­мулировано:

-воздействие макроэкономических факторов,

-влияние экс­порта и импорта,

-особенностей структуры отрасли,

-сезонных колеба­ний спроса,

-а также других факторов, оказывающих влияние на фор­мирование спроса на товар.

· Проблема конкурентоспособности в приведенной формулировке связана не только с низкой конкурентоспособностью товара и услуг в отношении их качества и цены, но также и с конкурентоспособностью производства, которая может определяться организационно-техническим уровнем производства (состоянием оборудования, техно­логии, специализации) и его несоответствием текущим потребностям рынка.

· Одной из основных причин снижения объема продаж товара может являться низкая активность и эффективность работы службы маркети­нга и сбыта предприятия, проявляющаяся:

-в уровне расходов на марке­тинг;

-в несоответствии системы распределения товара, мето­дов информирования покупателей ситуации на рынке и уровню конкуренции в отра­сли;

-в несоответствии ценовой и рыночной стратегии осо­бенностям предприятия (тип производства, размер, специализация, месторасположение).

· Что касается проблемы снижения объемов производства то­вара, то в данном случае она рассматривается в качестве одной из причин снижения объема продаж, что в для конкретного предприятия является очевидным. Так как именно решения руководства по сокра­щению объемов производства и численности работающих, в связи с невозможностью обеспечить предприятие сырьем или нехваткой обо­ротных средств, ведут к снижению объемов реализации товара.

После объединения всех декомпозиций получается итоговая, достаточно сложная многосвязная ПСД (причинно-следственная диаграмма).


Сейчас читают про: