Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности

Предметом изучения и интереса в курсе социально-культурной деятельности является её информационно-методический ресурс. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» – как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. Степень полезности информации зависит здесь, прежде всего от её качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих целей и задач.

Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия – через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) – на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене.

Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обрядах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и ремесел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педагога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

Эффективность информационно-творческого ресурса многократно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц творческой информации, активно влияющей на сознание и волю многомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.

Одной из основных проблем, возникающих при разработке государственной информационной политики и ее научных основ является низкий уровень аналитического и прогностического исследования сферы информатизации учреждений культуры. Такое явление как информационные службы и информационно – методические отделы находятся сейчас в стадии расширения своих полномочий. Большинству информационно-ресурсных центров не хватает средств на проведение серьезных исследований, которые позволили бы перевести управление информационными службами на научные основания. В открытом доступе практически отсутствует аналитика деятельности информационных центров в сфере культуры, что значительно затрудняет выбор первоочередных проблем для решения в сфере управления. Анализ результатов решения проблем не проводится и соответственно, большинство информационных служб не выходит на инновационный уровень развития сервисов. Как правило, информационные службы учреждений культуры применяют традиционные методы оценки деятельности своих подразделений, не применяя новых методов оценки.

Информационно - методические отделы учреждений культуры включают:

· предоставление справочной информации о деятельности организации, распространение информации в соответствии с нуждами и интересами ключевых пользователей деятельности;

· проведение образовательных мероприятий по информационной грамотности сотрудников и внешних потребителей

· предоставление непосредственного доступа к информационным ресурсам, как через организацию автоматизированных рабочий мест, так и через предоставление доступа к разнообразным видам программного обеспечения.

Государственные информационные ресурсы подразделяются на:

§ федеральные;

§ совместного ведения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

§ субъектов Российской Федерации.

В структуре любого учреждения культуры, помимо основной ресурсной базы, существует еще одно направление работы – информатизация и информационные ресурсы, от наличия которых зависит существование информационного пространства внутри учреждения и в рамках осведомленности широкого круга потребителей культурных услуг.

Информатизация сферы культуры – это, прежде всего, создание:

- библиотечных информационных систем;

- музейных информационных систем;

- информационных систем архивов;

- справочно-информационных систем культурно-досуговых учреждений (кинотеатры, театры, парки и.т.п.)

- управленческих информационных систем сферы культуры

Что ожидает получить информационное общество от сферы культуры:

1. Образовательный досуг, который включает:

- открытые электронные каталоги и энциклопедии по культурному наследию;

- дистанционные справочно-консультационные услуги по культурному наследию;

- краеведческие информационные системы;

- объединенный библиографический каталог изданий по культурному наследию России с механизмом электронной доставки;

- объединенный каталог электронных изданий по культурному наследию с механизмом дистанционного заказа и доставки;

- объединенный каталог тематических виртуальных выставок по теме культурного наследия России;

2.Культурный туризм, который включает:

- объединенный каталог ресурсов культурного туризма в России с механизмом дистанционного резервирования туров;

- систему предоставления услуг по дистанционному резервированию и доставке билетов на экскурсии в музеи и выставки России;

3. Издательский бизнес, который включает:

- доступ к электронным каталогам изображений объектов культурного наследия;

4.СМИ, которые включают:

- объединенный новостной портал по событиям в сфере культурного наследия;

5. Музеи нового типа, которые включают:

- сети инновационных музейно-выставочных проектов с использованием современных технологий показа виртуальных объектов и с развитым информационно-сервисным обслуживанием для посетителей.

Формирование среды профессионального общения в сфере информатизации культурного наследия может происходить путем:

1. Организация ежегодных конференций;

2. Формирование среды продвижения инновационных продуктов и услуг в сфере культуры;

3. Налаживание партнерских связей с международными организациями, работающими в гуманитарной сфере и сфере информационных технологий;

4. Создание собственной методики обучения, привлекательной для учебных заведений и для коммерческих организаций, продвигающей инновационные продукты;

5. Реализация корпоративных проектов;

6. Оказание влияния на процессы информатизации сферы культуры (владение полнотой информации, широким спектром специалистов, являющихся признанными лидерами в своей области).

В ситуации, когда возрастающие объемы информации приходят в противоречие с ограниченными возможностями человека воспринять эту информацию, музеи и библиотеки могли бы взять на себя роль навигаторов в сфере информатизации культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: