Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был родоначальником эмпиризма в философии Нового времени. В своих размышлениях о будущем обществе он предсказывает, что наука и основанная на научных знаниях техника будут играть значительную роль в жизни общества, расширяя власть человека над природой. Поэтому в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед философией, он считает анализ знания и определение путей его получения. В противоположность созерцательному идеалу знания, характерному для философии прошлого, английский мыслитель утверждает идеал знания, стимулирующего активную деятельность человека.
Проблеме истины и путей, которые могут привести к ней, он посвятил одну из основных своих работ – «Новый Органон». Раскрывая недостатки дедуктивно-силлогистического метода, он предлагает свой – индукции. Указывая на ограниченность простой индукции, которую использовали до него, он отмечает, что задачей истинной индукции является не подтверждение какого-либо суждения, а получение максимально достоверного знания, позволяющего делать новые выводы, даже если они противоречат доказываемому положению. Опираясь не на простое наблюдение, а на эксперимент, ученый должен получать факты, на основе которых можно обрести достоверное знание, используя метод научной индукции. Доказывая необходимость в познании исходить из опыта, Бэкон указывает, что при этом необходимо, во-первых, различать два вида опытов (плодоносные и светоносные); во-вторых, учитывать, что разум, идя по пути к истине, встретит множество препятствий («идолов»). Философ убежден, что разум, вооружась настоящим методом, способен преодолеть все трудности. При этом уму следует опасаться двух крайностей: одна из них выражена в учениях схоластов, другая – сторонников скептицизма.
Вопросы для конспектирования
1. Учения каких философов Бэкон высоко оценивает, а какие отвергает?
2. Что может человек, обладающий знанием?
3. Какова оценка Бэконом логики, ее возможностей?
4. Каковы пути, ведущие к познанию истины?
5. Каковы виды препятствий («идолов»), в чем они выражаются?
6. Какова оценка Бэконом роли опыта и эксперимента в познании?
7. Чем «плодоносные» опыты отличаются от «светоносных» опытов?
8. В чем Бэкон видит основной недостаток схоластики?
9. В чем состоит ограниченность методологии эмпириков и догматиков? Какая методология должна, по мнению философа, им противостоять?
10. Какова должна быть форма научной индукции? Какие требования должно к ней применять?
Литература
1. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т.2, кн.1. – М., 1972.