Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, один из самых ярких сторонников господствовавшего в эту историческую эпоху учения гуманизма. Как и Н.Кузанский, Пико делла Мирандола в понимании природы придерживался позиции пантеизма, но, прежде всего, его интересовала все-таки проблема человека в русле господствующего мировоззренческого принципа философии эпохи Возрождения – антропоцентризма.
В сочинении «Против предсказующей астрологии» Мирандола отверг астральный детерминизм в пользу свободы воли человека, но наибольшую известность ему принесла «Речь о достоинстве человека».
В 1489 году он опубликовал «900 тезисов», взятых из известных ему философских и религиозных учений, а отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учеными христианского мира. Введением к «Тезисам» и явилась «Речь о достоинстве человека» – одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия.
Центральная идея я «Речи…» в том, что человек обладает особым «достоинством», т.е. положением в мире, поскольку он обладает разумом, свободой и способностью к творчеству как качествами, отличающими человека от других живых существ и обусловливающих его возможности.
Мирандола не завершил большинства своих творческих замыслов, что нашло отражение в незавершенных им трактатах «Гептаплус» и «О Сущем и Едином», и не привел в стройную систему разнородные философские идеи, его вдохновлявшие. Однако небольшая по объему, но, чрезвычайно важная по идейному содержанию «Речь о достоинстве человека», сделала этого итальянского мыслителя одной из ключевых фигур не только в гуманизме, но и всей философии эпохи Возрождения.
Вопросы для конспектирования
1. Как Пико делла Мирандола понимает место человека в мире?
2. Какими возможностями обладает человек, согласно Мирандоле?
3. Можно ли сказать, что человек является творческим партнером Бога?
4. Что значит, что человек – это своего рода «скрепа мира»?
Литература
1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т.1. – М., 1981.