Это одно из четырех писем о веротерпимости, написанных Джоном Локком (1632-1704). Активный участник буржуазной революции в Англии второй половины XVIII века, он откликнулся на нее идеей веротерпимости, ставшей основой его морально-политической доктрины.
Общество и государство, полагал Локк, рождаются на основе естественного права, совпадающего со здравым смыслом, который гласит, что поскольку все люди равны и независимы, никто не должен причинять ущерба жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Объединяясь в общество, граждане отказываются только от одного права – защищаться каждый по-своему, но этим они упрочивают остальные права.
Аргументы Локка в пользу идеи веротерпимости таковы.
1. Необходимо отграничивать дела правления от религиозных дел. Юрисдикция государства не распространяется на спасение душ.
2. Веру нельзя навязать силой государства.
3. Единственная задача церкви – спасение человеческих душ. Нельзя захватывать гражданские права и мирские блага на основании религии, ибо это ведет к ненависти, лишает людей безопасности и мира.
|
|
4. К вере нельзя принудить силой церкви.
5. Поскольку веру нельзя насаждать силой, необходимо культивировать уважение и терпимость к разным вероисповеданиям.
6. Веротерпимость должна быть все-таки ограничена: все, что запрещено законом, не допускается в церкви.
Основой сохранения веротерпимости Локк считает сочетание законов трех видов: божественных, гражданских и общепринятого мнения. Если судить поступки человека по законам первого типа, мы будем иметь дело с грехом или долгом; поступки, судимые по законам второго типа, расцениваются как преступные или безвинные; рассматриваемые на основе законов третьего типа они называются добродетелями или пороками.
Грех не требует наказания со стороны государства. Спасение человека принадлежит ему самому. Нравственные действия находятся в юрисдикции как внешнего, так и внутреннего суда: власти и совести. Государственные законы в обществе, основанном на взаимном договоре, – это меры для защиты естественных прав и общественных выгод каждого человека. Между людьми бывают споры двух родов: одни ведутся с помощью закона, другие – силы, и природа этих споров такова, что где кончается один, всегда начинается другой. Это подтверждает справедливость и полезность закона и терпимости в гражданском обществе.
Вопросы для конспектирования
1. Какие аргументы приводит Локк в защиту тезиса: веротерпимость – главная отличительная черта истинной церкви?
2. Как обосновывается им необходимость отделения церковной власти от гражданской?
3. Каким образом эмпиризм Локка обнаруживается в утилитаристском характере принципа веротерпимости?
4. Распространяется ли у Локка веротерпимость на отношение к христианину-сектанту или раскольнику, мусульманину или иудею, атеисту?
5. Совпадают ли понятия веротерпимость и толерантность (терпимость)?
Литература
1. Локк Д. Письмо о веротерпимости // Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. – М., 1960.