Родоначальником опытного знания и отцом эмпиризма считают Ф. Бэкона. Главной задачей философии Бэкон считал создание нового научного метода познания, а целью научного знания должно быть принесение пользы человечеству.
Общей задачей всех наук, считал Бэкон, это не созерцание природы, как считалось ранее, а увеличение власти над природой.
С Бэкона начался процесс прагматического отношения к науке. Его суть в том, что знание, не приносящее практических результатов, Бэкон считал лишним. Отсюда Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в теории, а в практике (эксперименте). Но для овладения природой необходимо разрабатывать новые методы исследования.
Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней проступают два пути, два метода исследования:
Дедуктивный метод, дедукция – выведение, как движение мысли от общих положений к частным выводам.
Индуктивный метод. Движение мысли от изучения единых фактов к общим положениям и обобщениям. Этот метод основан на умственной переработке материалов, доставляемых опытом. Этот метод Бэкон считал наиболее подходящим для развития естествознания.
Главная заслуга Бэкона – это обращения взора к познанию природных явлений. По его мнению, Бог составляет предмет веры, а не знание, а разум должен быть обращен к мирской практической деятельности.
Рационализм философии Р. Декарт.
Стремясь дать более строгое обоснование новому естествознанию Декарт ставит вопрос о природе человеческого познания и вопреки Бэкону подчеркивает большое значение рационального познания, которое по его мнению является более важным средством получения достоверного знания.
Для освобождения от субъективных заблуждений, мешающих познанию, Декарт использует критику, которая у него носит форму сомнения. Он придерживался формуле: «Все подвергать сомнению».
Суть Декартовского сомнения: «Никогда не принимать за истину то, что я не познал с очевидностью. Включать в мои суждения только то, что не дает мне повода для сомнения».
Декарт считал, что в научном познании метод сомнения не только уместен, но и является эффективным приемом в научных исследованиях.
Важной заслугой Декарта является то, что в основу новой философии он положил, впервые, разделение действительности на субъект и объект. Это дало четко определить не только источник познания(объект), но и превратить познание в самопознание.
Центральным понятием рационалистической философии Декарта является понятие субстанция.