double arrow

ФЕЙЕРБАХ Л. «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА»

Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, предтеча немецкой философской антропологии, основатель антропологического материализма. Реформа философии, которую он произвел, заключалась в создании «философии человека, то есть антропологии». Приняв человека за исходную точку философского анализа, он пришел к материалистическому пониманию природы и просветительскому атеизму. Л.Фейербах считал сущность человека природно-телесной, выводя из нее отношения между людьми (Я – Ты), которые имели характер кровного родства или полового диморфизма (отношения мужа и жены, мужчины и женщины), а также душу человека (разум, волю, чувства) и его дух.

По Л.Фейербаху различия между человеком и животным являются различиями не качества, а количества: «Человек отличается от животных только тем, что он – живая превосходная степень сенсуализма, всечувственнейшее и всечувствительнейшее существо в мире». Неприятие им гегелевской спиритуализации человека было столь велико, что он даже дух считал детерминированным человеческой телесностью. В связи с биологизаторским пониманием человека учение Л.Фейербаха о нем можно отнести к направлению соматизма (от др-греч. soma – тело).

Большое место в философском творчестве Л.Фейербаха занимает критика религии, и в частности, христианства, создание новой светской религии любви человека к человеку. Еще в 1830 г. после окончания берлинского университета философ написал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где отстаивал идею смертности души, выступая против религиозного представления о ней. В 1841 г. он написал работу «Сущность христианства», в которой обосновал идею антропологической сущности религии и подверг критике богословскую сущность религии.

Н.А.Бердяев писал о Л.Фейербахе, что «он поставил проблему человека в центре философии и утверждал человечность философии. Он хотел поворота к конкретному человеку». Вместе с тем Н.А.Бердяев указывал на то, что принижение Бога оборачивается у Л.Фейербаха обожествлением человека, а это, в свою очередь, может приводить к культу личности.

Философия Л.Фейербаха оказала большое воздействие на формирование мировоззрения К.Маркса и Ф.Энгельса, которые благодаря ей отказались от приверженности гегелевской философии и разработали диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

Вопросы для конспектирования

1. В чем, с точки зрения Л.Фейербаха, заключается существенное отличие человека от животного? Каковы родовые свойства человека?

2. Как Л.Фейербах определяет религию? С чем он связывает возникновение религии?

3. В чем суть определения философом божественной сущности как объективированной сущности человека?

4. Как Вы понимаете идею Л.Фейербаха о том, что «у религии нет собственного, особого содержания»?

5. В чем тайна «неисчерпаемого источника божественных свойств»?

6. В чем заключается отчуждение сущности человека в Боге?

7. В чем, по Л.Фейербаху, заключается тайна религии?

Литература

1. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. – М., 1955.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: