Виды региональной экономической безопасности

К основным видам региональной экономической безопасности можно отнести:

- финансовую;

- промышленную;

- информационную;

- инвестиционную и инновационную;

- экологическую;

- продоволь­ственную безопасность.

Финансовая безопасность является частью экономической и в целом национальной безопасности.

Финансовая безопасность – это такое состояние финансо­во-банковской системы, при которой регион может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Промышленная безопасность региона включает целый комплекс элементов, включающих энергетическую безопасность, транспортную безопасность, состав отраслевой структуры и динамику производства региона (производственная безопасность).

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности территории любого уровня. Причиной этого служит ключевая роль энергетики, которая определяет развитие и функционирование практически всех других отраслей экономики. Понятия энергетической безопасности страны и региона схожи, в обоих случаях рассматриваются те же аспекты, только применительно к территориям разных уровней. И в обоих случаях энергетическая безопасность является залогом безопасности экономической. Разница в подходах к энергетической безопасности на федеральном и региональном уровне выражается в большей или меньшей значимости разных аспектов безопасности.

Так, на уровне региона не всегда важными являются такие аспекты как поддержка экономически обоснованного экспорта топливно-энергетических ресурсов, межгосударственная интеграция, но усиливается роль обеспечения интеграционных связей между регионами. Спецификой России является то, что большая часть ее территории характеризуется достаточно холодном климатом.

Поэтому, с точки зрения энергетической безопасности, для значительной части регионов (особенно северных) наиболее важны два обстоятельства.

Во-первых, из-за холодности климата необходима выработка не только значительного количества электрической, но и тепловой энергии. Это является не просто условием функционирования народнохозяйственного комплекса, но, в первую очередь, условием жизнедеятельности людей.

Во-вторых, многие российские регионы характеризуются наличием достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов. Это определяет структуру промышленности с преобладанием энергоемких отраслей (горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия). Зачастую развернутые производства являются непрерывными, их остановка вследствие недопоставок энергоресурсов может повлечь за собой значительный экономический ущерб.

Особое внимание необходимо уделить методике оценки энергетической безопасности. Представляет определенный интерес система показателей оценки экономической безопасности в регионе, предложенная группой авторов Института экономики Уральского отделения РАН (А. И. Татаркиным и др.)[8].

В предлагаемой системе используются два интегральных показателя: доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории и степень обеспечения запасами топлива у потребителей. Однако ряд регионов Российской Федерации собственных источников в балансе топлива и электроэнергии не имеют, и особенностью таких регионов является то, что их энергетическая безопасность полностью зависит от запасов топлива.

Соответственно использование первого интегрального показателя невозможно, и оценку энергетической безопасности таких регионов целесообразно проводить ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива. При этом пороговые значения (предкризис 1 – ПК1, предкризис 2 – ПК2, предкризис 3 – ПК3, кризис 1 – К1, кризис 2 – К2, кризис 3 – К3) степени обеспечения запасами топлива у потребителей целесообразно увеличить на соответствующие значения доли собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории (табл. 1.1).

Не менее значимое место в региональной промышленной безопасности занимает транспортная безопасность, что обусловлено тем, что транспорт является важной составной частью экономики России и ее регионов, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями.

Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Таблица 1.1

Пороговые значения энергетической безопасности регионов

Показатель Пороговые значения
ПК1 ПК2 ПК3 К1 К2 К3
Для регионов, имеющих собственные источники в балансе топлива и электроэнергии
Доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории   63,33 56,67      
Степень обеспечения запасами топлива у потребителей            
Для регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии
Степень обеспечения запасами топлива у потребителей   90,33 79,67      

При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Производственная безопасность характеризуется наличием ресурсной базы, условиями, обеспечивающими интеграционные процессы, форсированностью системы воспроизводства в объективно сложившейся в регионе специализации[9].

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации информационная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[10].

Информационная безопасность является главенствующей, так как через нее идет взаимодействие субъектов экономики государства, включая частных лиц. Информационная составляющая присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. На практике под этим понимается поддержание целостности, доступности и, если необходимо, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных.

Под инвестиционной безопасностью региона понимается его способность генерировать инвестиционный процесс, поддерживающий устойчивый рост и стратегическую конкурентоспособность экономики.

Политика инвестиционной безопасности региона может быть реализована по трем направлениям:

1. Обеспечение общей достаточности инвестиций для устойчивого развития экономики.

2. Оптимизация отраслевой и территориальной структуры инвестиций.

3. Наполнение инвестиционного процесса, всех реализуемых инвестиционных проектов инновационным содержанием.

При этом необходимо выделить ряд индикаторов, отражающих пороговые уровни инвестиционной безопасности:

- показатели инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

- динамика и структура инвестиций в основной капитал (в разрезе видов экономической деятельности, в территориальном разрезе, по функциональной структуре инвестиций, а также по источникам их финансирования);

- интенсивность модернизации производственного аппарата экономики;

- масштабность и результативность инновационных процессов в экономике в целом[11].

В настоящее время многие регионы России испытывают проблемы экологического характера, что обусловливает необходимость выделения в отдельный вид – экологическую безопасность.

Понятие экологической безопасности формулируется в Законе РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»[12].

Проблемы экологического характера затрагивают как социальные, так и технологические и производственные аспекты, ведь превышение экологического лимита территории способно не только негативным образом воздействовать на качество жизни населения, но и накладывать ограничивающие рамки на дальнейшее развитие производства и экономики. В связи с этим, оценка природных ресурсов и анализ степени безопасности региона в плане экологии должны стать неотъемлемой частью при рассмотрении экономической безопасности территории.

Социально-экономическая безопасность затрагивает такие вопросы как: угрозы снижения (или недостаточного роста) доходов населения, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, достижения высокой доли во всем населении людей, живущих за чертой бедности, роста безработицы, сужения сферы бесплатности услуг отраслей социальной сферы и недоступности для многих качественных платных услуг, низкой рождаемости и высокой смертности.

Продовольственная безопасность региона ‒ важное направление не только научных исследований, но и государственной политики. Это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов региона.

Продовольственная безопасность ‒ незаменимая составляющая экономической безопасности, и их двойственная связь вполне очевидна. Продовольственная безо­пасность занимает особое место в экономической стабильности развития регионов. Относительно других видов безопасности, входящих в состав экономической (информационная, внешнеэкономическая, производственная и др.), продовольственная безопасность является первоосновой. Наиболее точно эту мысль может выразить пословица, которую еще говорили во времена гражданской войны и революции: «Чем меньше остается хлеба, тем больше в нем политики»[13].

Продовольственную политику следует рассматривать как комплекс мер по эффективному решению задач интенсивного развития сельскохозяйственного производства, хранения и переработки продукции, внешней торговли, регулирования рынка продовольствия, социального развития села. Она определяет приоритеты и «точки роста» отдельных видов деятельности АПК и национальной экономики. От нее зависит конкурентоспособность бизнеса, регионов и страны в целом. Если государство не имеет продовольственную безопасность, то оно не может быть экономически устойчивым и иметь перспективы прогрессивного развития[14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: