Огромная территория, большая часть которой находится в зоне сурового климата; обилие ресурсов, расположенных преимущественно далеко от главных хозяйственных центров и в труднодоступных для освоения районах; периферийное положение в Евразии; низкая плотность населения; чрезмерная растянутость транспортных коммуникаций и т. п. – все это предопределяет многие региональные проблемы и служит постоянным географическим фоном для региональной политики.
В условиях всеобщего кризиса обострились региональные социальные проблемы: резко возросли межрегиональные различия в уровне жизни, появились субъекты Федерации с чрезвычайно высоким удельным весом бедных слоев населения (30 % и выше), до угрожающего уровня усилилась депопуляция населения центральных районов России, образовались зоны застойной безработицы.
Это угрожает как курсу реформ, так и единству России. Возникли и оказывают резко негативное воздействие на состояние общества и экономическую ситуацию межнациональные проблемы.
|
|
В связи с изменением геополитического положения появились проблемы обустройства новых приграничных районови создания, по существу, новой системы транспортных выходов России на мировой рынок.
Новые приграничные территории столкнулись с рядом специфических проблем. Это – реконструкция транспортных коммуникаций, энергетических и телекоммуникационных сетей, изменение специализации производства, необходимость обустройства мигрантов и т. д. Острый характер носит проблема размещения вынужденных мигрантов и беженцев. По различным оценкам их число в ближайшее время может достичь 4 – 5 млн. чел. Основной их поток из стран Центральной Азии и Закавказья, а также из ряда республик России направляется в Ставропольский и Краснодарский края, области Центрально-Черноземного района и юга Поволжья, а также в Москву и Московскую область.
Обустройство мигрантов, часто не имеющих достаточных средств к существованию, в условиях быстровозрастающей безработицы – сложная и дорогостоящая проблема, от решения которой во многом зависит социально-политическая обстановка в районах их концентрации. Новой является и проблема вывода из кризисного состояния и депрессии индустриально развитых регионов, изменение их специализации и структуры хозяйства в связи с новыми экономическими условиями. В значительной мере традиционными, но усилившимися под влиянием негативных процессов последних лет являются проблемы развития следующих регионов:
- слабых в экономическом отношении;
- подверженных длительной депрессии;
- экологически опасных;
- находящихся в кризисной ситуации экономического, природно-экологического и межнационального характера;
|
|
- экстремальных (Крайний Север).
Для России острыми остаются вопросы чрезмерных и все возрастающих различий в уровнях развития регионов. Разрыв между субъектами Федерации по объему производства промышленной продукции на душу населения превышает 25 раз. При этом имеются группы регионов, находящихся значительно выше (на 70 %) и ниже (более чем на 30 %) среднероссийских показателей. К первой группе относятся 13 субъектов Федерации, специализирующихся преимущественно на добывающих отраслях. В них проживает 27 млн. человек, или 18,5 % всего населения России. Во вторую группу входит 28 субъектов Федерации, в которых проживает более 43 млн. человек (29 % всего населения России).
Следует подчеркнуть, что разрыв между указанными группами регионов в последние годы непрерывно растет. Существенное значение имеет решение региональных экологических проблем. В первую очередь это относится к проблемам межгосударственного значения: устранение негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воздействие на изменение уровня Каспийского моря и предотвращение его негативных последствий, меры по охране экологии Балтийского моря и т. п. Таким образом, те или иные проблемы охватывают всю территорию, но болезни у всех регионов разные, и региональная политика должна учитывать их специфику[3].
Для оценки и «лечения болезни» необходима диагностика угроз экономической безопасности регионов. Угроза – это совокупность условий и факторов дестабилизации, создающая опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни[4].
Вечканов Г. С. определяет угрозу как такое явление или процесс, которое отрицательно влияет на экономическое состояние страны, ограничивает экономические интересы личности, общества, государства, создает опасность для национальных ценностей и образа жизни.
С. Ю. Глазьев рассматривает угрозу как постоянно существующую объективную реальность, потенциально направленную на нарушение свойств системы, уровень опасности которой не зависит от усилий по обеспечению безопасности[5].
Диагностика угроз экономической безопасности территорий различных уровней возможна только в рамках экономической безопасности регионального образования и РФ в целом.
Нужно учитывать, что многие деструктивные процессы носят межрегиональный характер. Угрозы экономической безопасности регионов показаны на рис. 1.1.
Угрозы экономической безопасности региона |
Внешнеполитические угрозы: - территориальный сепаратизм; - политические угрозы; - политическое противостояние с центром |
Внешнеэкономические угрозы |
Валютно-финансовые: - отток валютных средств; - увеличение внешнего долга; - нефункциональное использование валютных средств; - нарушения в расчетах |
Экономические: - вытеснение с рынка; - потери внешнего рынка; - деградация производственных средств; - криминализация экономики |
Внутренние угрозы безопасности |
Угрозы в реальном секторе |
- спад производства; - потери рынков; - потери основных фондов; - отказ от поддержки предприятий |
Разрушение инвестиционно-инновационного комплекса: - свертывание НИОКР; - сокращение заказов на высокотехнологичных производствах; - потеря квалифицированных кадров |
Угрозы в социальной сфере: - рост безработицы; - снижение жизненного уровня; - увеличение социальных иждивенцев; - утрата трудовых навыков |
Продовольственные и энергетические: - открытость рынка для импорта; - обострение ценовых диспропорций; - падение производства энергии; - преобладание импортной продукции |
Рис. 1.1. Угрозы экономической безопасности региона[6]
|
|
Укрупненно все угрозы региональной экономической безопасности можно подразделить на внешние и внутренние.
Основными внутренними угрозами региональной экономической безопасности являются:
- глубокое социальное расслоение населения;
- низкие темпы промышленного и сельскохозяйственного развития;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- предельная безработица;
- культ бюджетного иждивенчества;
- ошибки в формировании региональной экономической политики.
Внешними угрозами являются:
- вызовы глобализации;
- проникновение международного терроризма;
- контрабандный ввоз и поставки;
- незаконная миграция;
- «грязные» внешние инвестиции и другие[7].
Таким образом, внутренние и внешние угрозы обеспечения экономической безопасности территориальных образований надо рассматривать как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, населения, территориального сообщества и государства через оценку факторов влияния на экономическую безопасность объекта (региона, муниципального образования, промышленного комплекса и т. д.), а также оценку риска способности экономической безопасности объекта противостоять угрозам повышения его хозяйственного потенциала.