Маленькие советы коллегам по перу


Из методического сборника СибШЭЖ

Экономическая журналистика для “чайников””


Урок №1. Поиск информации журналистом


Всегда и везде ищите интересные поводы для материалов на экономическую тему.

По дороге в редакцию послушайте, о чем разговаривают люди в трамвае. Во время обеденного перерыва посмотрите телевизионный выпуск новостей и обратите внимание на то, что обсуждается в правительстве и городской администрации, в Госдуме и местном совете депутатов. Под конец рабочего дня удержитесь от желания отправить письма читателей в мусорное ведро. Всегда актуальными являются статьи о деньгах, рабочих местах и реформах, которые касаются благосостояния конкретных людей.


^ Используйте все возможные методы добывания информации.

Личные контакты, официальный запрос, проведение интервью, поиск в Интернете… Если не помогают классические способы, попробуйте такой: сформулируйте гипотезу и проверьте ее у разных источников. Даже на основании того, подтверждают они ее или опровергают, можно сделать серьезные выводы.


^ Внимательно читайте пресс-релизы: даже из PR-продукта экономический обозреватель может извлечь выгоду.

·
Во-первых, содержащаяся в коротком пресс-релизе информация может стать поводом для создания серьезной аналитической статьи.

·
Во-вторых, в пресс-релизе часто приводятся статистические данные, которые можно использовать в материале на близкую тему.

·
В-третьих, в нем бывает сформулировано мнение представителя власти, бизнеса, которое в виде цитаты тоже может быть включено в текст журналистского материала.

·
А в-четвертых, запомните: пресс-релиз, который относится к достоверным источникам информации, еще не гарантирует ее (информации) достоверность.


Кстати, и цифры и мнения, опубликованные в пресс-релизе, можно свободно воспроизводить – и при этом не нести ответственность за их достоверность.


^ Чтите закон. И научите этому других.

Если вас не подпускают к заветной информации, апеллируйте к нужным параграфам из Конституции РФ, Закона «О СМИ», Гражданского кодекса, Уголовного кодекса, Закона «Об информации, информатизации и защите информации» и других.


^ Помните, что вам не могут отказать в предоставлении документа только потому, что в нем содержится одна из тайн, охраняемых законом.

Большинство подобных документов содержат тайну только в каких-то конкретных элементах – пунктах, подпунктах, частях. Чиновники обязаны предоставить журналисту требуемый документ после изъятия «тайных» параграфов.


Урок №2. Региональная экономика


Имейте под рукой стратегический план социально-экономического развития своего города (региона, страны).

Этот документ призван описать некий образ будущего и последовательность действий администрации. Он достаточно универсален: анализируя любую социально-экономическую проблему, вы можете всегда сказать: «Кстати, в программе об этом нет ни слова…» или «В программе сказано то-то и то-то…», – тогда раскрытие темы будет более полным.

Вы можете соотнести план развития своего региона с планом развития страны и определить, насколько они согласуются. Используйте его для сравнительного анализа экономики своего региона и для оценки эффективности деятельности власти.


^ Составьте список макроэкономических показателей.

Валовой региональный продукт, уровень безработицы, уровень денежных доходов населения ф– эти и другие индикаторы помогут вам оценить социально-экономическую ситуацию в регионе.


^ Используйте «формулу стерильности» для выбора независимых экспертов.

Оценить степень независимости эксперта можно с помощью «формулы стерильности», в соответствии с которой разрешение коллизии не должно напрямую касаться данного человека. Независимый эксперт необходим, чтобы избежать в статье конфликта интересов. Кроме того, обеспечить свежий взгляд на проблему сможет именно незаинтересованный в результатах процесса человек.


^ Превращайте статистику в статьи.

Задача службы государственной статистики – представлять действительность в цифрах, задача журналиста – толковать эти цифры. Сделать статистику понятной и доступной можно, ответив на вопросы: «Что эти цифры означают?» и «Что за ними стоит?».


^ Не увлекайтесь цифрами.

Безусловно, использование цифр придает статье значимость, однако чрезмерное их употребление может затруднить восприятие. Как отмечают психологи, в одном тексте достаточно 6-7 ключевых показателей: они легко усваиваются, хорошо соотносятся – читатель сам без труда сможет произвести с ними различные операции. Если для иллюстрации требуется большее количество цифрового материала, используйте разные виды инфографики (схемы, таблицы, диаграммы и т.д.).

·
И еще запомните: цифры в вашей статье ровным счетом ничего не стоят, если с ними нельзя произвести хотя бы одного арифметического действия.


Урок № 3. Аналитический инструментарий журналиста


Освойте разные виды экономического анализа.

Выявить сильные и слабые стороны предприятия поможет общеэкономический анализ. Для оценки капитализации необходим анализ финансовый. Технологический уровень предприятия и его конкурентоспособность в долгосрочном плане обнаруживает производственно-технический анализ. Коммерческий анализ применим в сфере политики продаж и позволяет сделать вывод о конкурентоспособности в краткосрочном плане.


^ Не пренебрегайте официальными документами, чтобы получить информацию о финансовых делах организации.

Пользуйтесь официальными отчетами открытых акционерных обществ, банков, государственных предприятий. О состоянии баланса конкретной организации можно узнать в органах службы государственной статистики.


^ Используйте одновременно несколько способов, чтобы объективно оценить эффективность коммерческой деятельности предприятия.

Самый главный критерий оценки – это рентабельность предприятия.

Можно проанализировать бизнес-план и стратегию развития предприятия: наличие бизнес-плана не говорит об эффективности деятельности, но позволяет судить о серьезности намерений.

Западные журналисты используют такой способ: рассчитывают дивиденды, которые приходятся на одну акцию. Таким образом, можно узнать, сколько получили собственники в результате. Если дивиденды очень высокие, возможно, на развитие предприятия идет мало средств – у такого предприятия нет перспектив.

Интересные результаты дает анализ косвенных признаков: о предприятии можно судить по тому, чистый ли туалет, сколько оно тратит на рекламу и какая это реклама.

Выводы об эффективности деятельности предприятия можно сделать по результатам опроса конкурентов, партнеров и потребителей (которые по каким-то причинам являются либо не являются клиентами предприятия).


^ Сопоставляйте доходность и риск.

Смотрите на все вещи под углом этих двух категорий. Еще Адам Смит 200 лет назад писал, что самые высокие доходы у контрабандистов, но мало кто из них умирает в собственной постели. Нормальной является ситуация, когда эти риск и доходность обратно пропорциональны. Если вы видите, что предприятие получает огромные прибыли без ощутимого риска, то, скорее всего, это является результатом каких-то не вполне законных действий или получения преференций (особых отношений с властями).


Урок № 4. Финансовая аналитика в газете


Давайте определение сложным терминам.

Экономические термины – это способ раскрытия темы, а не демонстрации авторских знаний. В статье, предназначенной для широкого круга читателей, лучше все-таки давать объяснение малоизвестным специальным словам.


^ Используйте рейтинги.

В журнале «Эксперт», газете «Ведомости» часто публикуются разнообразные рейтинги организаций. Можно написать серьезный аналитический материал, если использовать рейтинги, составленные на основе разных показателей: по собственному капиталу, по активам и т.д.


^ Обратите внимание на участие государства в банковском бизнесе.

Если в уставном капитале банка есть доля государства, можно говорить о том, что он будет более осторожен в финансовых делах, чем другие банки: государство не считает для себя возможным идти на риск.


^ Ответьте на три вопроса в ходе работы над материалом.

Вы сможете найти точку конфликта интересов, которая станет стержнем вашего материала, а также заметно улучшить качество своей аналитической статьи, если ответите на следующие вопросы:

·
Кому выгодно настоящее положение дел?

·
Каковы интересы всех сторон, которые вовлечены в этот процесс?

·
Чем может закончиться эта ситуация?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: