Учебные задания

1. Определите величину прибавочной стоимости, созданной рабочим, если рабочий день составляет 8 часов, дневная стоимость рабочей силы – 2 грн, рабочий в течение часа создает новую стоимость в 0,8 грн.

2. Рабочий день составляет 8 часов. Норма прибавочной стоимости – 100%. Стоимость предметов потребления в результате роста производительности общественного труда понизилась вдвое. Чему будет равно необходимое время? В чем заключается способ производства относительной прибавочной стоимости?

3. Рабочий день 8 часов, m' = 100%. Стоимость предметов потребления снизилась на 25%. Как изменились норма прибавочной и норма необходимой стоимости?

4. Рабочий день 10 часов, Необходимое время – 4 часа. Рассчитайте изменение нормы прибавочной стоимости при увеличении рабочего дня до 12 часов. Как называется этот метод производства прибавочной стоимости?

5. Какой величины достигает норма прибавочной стоимости при следующих условиях: а) рабочий день – 8 часов, необходимое рабочее время – 3 часа; б) интенсивность труда повысилась на 25% и производительность труда в отраслях, производящих потребительские товары, увеличилась на 20%?

6. Определите, заполнив таблицу, какую избыточную стоимость получит предприниматель на предприятии, лучше оснащенном технически?

Предприятие Производительность труда Изготовлено изделий Общественная стоимость 1 изд. Стоимость всего продукта
  Средняя для отрасли      
  В 1,5 раза выше средней      

7. В течение дня на предприятии изготавливается продукция стоимостью в10000 грн. При этом износ здания и оборудования составляет 1,5 тыс. грн; на сырье, материалы, прочие средства производства тратится 4,5 тыс. грн., на рабочую силу – 2 тыс. грн. Чему равна прибавочная стоимость, получаемая владельцем предприятия? Найдите норму необходимой стоимости.

8. Масса жизненных средств, необходимых ежедневно для воспроизводства рабочей силы, равна 10 ден.ед., масса товаров, требуемых еженедельно - 30 ден.ед., требуемых ежеквартально – 150 ден.ед., требуемых каждые полгода – 420 ден.ед., требуемых раз в год – 696 ден.ед. Определите месячный прожиточный минимум.

9. При 8-часовом рабочем дне заработная плата равна 20 грн. Какие изменения произойдут в оплате труда в зависимости от цены труда, если а) размер заработной платы останется прежним, а рабочий день увеличится на 2 часа; б) размер заработной платы увеличится на 20%, продолжительность рабочего дня – на 25%

10. За 8-часовой рабочий день в условиях прямой сдельной заработной платы выработка рабочего составила 16 изделий. Поштучная оплата – 2 грн. Затем была введена система Тейлора: норма выработки определена в 20 изделий и была установлена дифференциальная система оплаты в 2 грн за выполнение и перевыполнение нормы и 1 грн при недовыполнении. Определите, как изменятся дневная зарплата (в %), если рабочий выполнит норму на 95%.

11. При 8-часовом рабочем дне цена труда 1 часа составила 1,6 грн. Вследствие роста безработицы предпринимателю удалось снизить цену труда на 1/8. Определите, на сколько необходимо увеличить рабочий день, чтобы иметь возможность получать прежнюю сумму зарплаты?

12. Какой будет расценка за одно изделие при переводе рабочего на сдельную заработную плату с нормой выработки 16 изделий, если за 8-часовой рабочий день он получал 24 грн.?

13. Почасовая ставка заработной платы увеличилась на 3%. Стоимость жизни за тот же период поднялась в среднем на 6%. Как рост стоимости жизни отразился на движении реальной заработной платы?

14. На рынке труда спрос описывается уравнением Ld = 100 – 2W, а предложение – Ls = 40 + 4W, где W – дневная ставка заработной платы. Определите: а) какая ставка установится на этом рынке и какое количество работников будет нанято; б) какими будут последствия государственной политики, если будет законодательно установлена минимальная зарплата 15 грн/день?

15. Спрос на труд описывается уравнением Ld = 10 – 0,2W, а на предложение о работе откликнулись 7 человек, причем двое из них готовы работать при оплате не менее 40 ден.ед. в час, двое – не менее 25 ден.ед., двое – не менее 20 ден.ед., один – не менее 15 ден.ед. Найти равновесие на рынке труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: