Предельная норма замещения (MRS) - количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть уменьшено или увеличено, чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.
Y Также предельная норма замещения
показывает то количество единиц благах,
которое потребитель желает получить в обмен на единицу
1 блага у, чтобы уровень удовлетворения остался неизменным.
Y
2
x
X
Тангенс угла наклона кривой безразличной в любой точке является величиной отрицательной, так как сокращению одного блага соответствует увеличению другого.
Предельная норма замещения является величиной положительной, так как равна абсолютному значению угла наклона.
MRS в то же время не позволяет определить, какой именно набор товаров потребитель считает для себя выгодным. Эту информацию дает бюджетная линия (бюджетное ограничение).
Qy
А
у
В
Qx
Бюджетное ограничение – доход, которым обладает потребитель и за пределы которого он не может выйти. Точка А означает, что потребитель потратил весь свой доход на покупку товара у. А точка В - на покупку товара х.
|
|
Чтобы построить бюджетную линию надо знать величину дохода и цены товаров х, у.
у Px = MRSy или
Py
Е Px = -Δy
J Py Δx
х
Рост дохода приводит смещению бюджетной линии вправо. Изменение соотношений цен на товары приводит к изменению ее угла наклона.
Равновесие потребителя
Точка Е характеризует такой доступный потребителю набор благ х и у, который приносит потребителю максимальную полезность. Находясь в этой точке, потребитель не имеет стимула менять х на у или у на х, так как при том он начинает терять полезность.
Вывод: Таким образом, в ординалистской теории равновесие потребителя достигается при равенстве предельной нормы замещения благ соотношению цен на эти блага.
Виды равновесия
1. Равновесие, при котором потребитель покупает какой-либо набор, называется внутренним.
2. Равновесие, при котором один из товаров не приобретается вообще, называется угловым.
Тема 2. Производство и издержки (в этой теме рассматривается поведение фирмы на рынке)
План
1. Экономические издержки, явные и неявные издержки. Издержки и прибыль.
2. Постоянные, переменные, общие, безвозвратные издержки.
3. Средние и предельные издержки в краткосрочном периоде.
4. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.