Процесс ценообразования, достаточно сложный сам по себе, был ещё больше усложнён из-за отсутствия в обществе правильных представлений об этом процессе. Слепая вера в то, что функции, которые способен осуществлять лишь человеческий интеллект, да и то, только тогда, когда им пользуется соответствующий специалист, могут стихийно "осуществляться" самим рынком, равнозначна использованию в экономике таких понятий, как "чудо". Именно на этом основана "вера" в то, что "деньги делают деньги", что стоимость акции (долговой расписки) может расти, а рынок "определяет цену". Эта "вера" имеет в своей основе не столько экономическую безграмотность, сколько безграничное лицемерие лиц, стремящихся к неэкономическому обогащению. Поэтому и появилась "экономическая система", с помощью которой увеличивается стоимость денежных документов (акций), и растёт стоимость товаров без увеличения их потребительских качеств, и создаются деньги (и, соответственно, блага) "из воздуха".
Но так как современное общество не может существовать без использования рынка, а сам рынок не может существовать без процесса ценообразования, то этот процесс всё равно происходит, и осуществляется он, конечно, человеком. При этом классическая двухсторонняя сделка, которая по всем "законам" рынка должна осуществляться на основании согласованных цен, фактически, имеет место только в форме 1, показанной в разделе 5.3. Но и в этом случае она носит, в основном, чисто формальный характер (можно, если очень хочется, поторговаться). Но если сегодня на данном рынке "установилась" цена одного килограмма картофеля в сумме 10-12 рублей за килограмм, то именно эта, коллективно установленная "цена продавца", и будет "согласованной ценой", практически, во всех сделках. Таким образом, даже в этом случае решающее слово остаётся за продавцом.
Во всех остальных рыночных процессах, которые осуществляются в формах 2, 3, 4, процесс согласования цены двумя субъектами рыночной сделки, который считается основой "классических" рыночных отношений, просто объективно невозможен. Уровень ценообразования неизбежно должен быть не ниже максимального уровня любой из сторон осуществляемой сделки. Ни покупатель, физическое лицо, ни продавец в ларьке или в супермаркете, не правомочны выступать на уровне юридического лица, являющегося одной из сторон этой сделки, и поэтому не могут решать вопрос ценообразования. Кто же, в таком случае, определяет сегодня цену товара? Владелец торговой фирмы, которой принадлежит конкретный магазин или иная структура, осуществляющая реализацию товаров, в одностороннем порядке. На этом всё "рыночное ценообразование" заканчивается. Из этого следует, что:






