Человеческого общества

Рассматривая различные периоды развития человеческого общества и просто примеры человеческой истории, можно убедиться, что, практически, всегда целью человека было и остаётся "удовлетворение его духовных и материальных потребностей". Причём, удовлетворению материальных потребностей отводится явный приоритет, что вполне естественно, так как, прежде всего, человек должен просто жить.

Именно это чувство руководило и дикарём, использовавшим в пищу такого же дикаря, но из соседнего племени, и рабовладельцами и феодалами, и деятелями первого Интернационала, провозгласившими "экспроприацию экспроприаторов". И продолжает руководить современными либералами, провозгласившими, что "Человек – свободен", в частности, в удовлетворении своих потребностей.

Изменилась в чём-либо эта цель за последние 10-12 тысяч лет, которые можно рассматривать, как период, в котором человек уже осознал себя, как особый вид животных, обладающий сознанием? По существу "удовлетворение материальных потребностей" сохраняется, как цель, только в обществе, находящемся под угрозой голодной смерти. В обществе, научившемся обеспечивать жизнедеятельность своих членов, "удовлетворение материальных потребностей" неизбежно утрачивает роль "цели", превращаясь в средство для её достижения.

Истинной "целью", которая должна быть у личности, обладающей сознанием, остаётся только "удовлетворение духовных потребностей".

Но личные потребности и личные цели человека очень плохо увязываются с общественным существованием человека. Человек ведёт общественное существование, так как в одиночку он жить просто не способен. Долгое время таким минимумом, способным к самостоятельному существованию, было племя. Потом им стала семья. Но семья оказалась только экономически достаточной структурой. Социально достаточной структурой всегда были более крупные человеческие объединения, постепенно превратившиеся в современные государства. Именно государство, тоже претерпевающее значительные изменения, является сегодня той объективной структурой, в рамках которой современный человек способен удовлетворить свои духовные и материальные потребности.

Изменилась и необходимая и достаточная форма, в которой происходит экономическая деятельность. Ею стало "юридическое лицо", которому для своего нормального функционирования иногда достаточно масштабов семьи, но иногда требуются масштабы всей планеты.

Впрочем, вопрос о достаточности того или иного человеческого объединения, способного обеспечить самостоятельное развитие своих членов, остаётся открытым. А, возможно, не следует и вообще ломать голову над этой проблемой, а принять, как некую данность, что естественной формой такого объединения является уже объективно существующее объединение в виде всего населения планеты. Но если рассматривать человеческое сообщество именно так, то нельзя не признать, что в этом случае современное человечество устами своей "8", "20" или "50" или иного органа должно признать важнейшее социальное положение:

(1)
равноправие всех членов сообщества и недопустимость при высоком "среднем" уровне материального обеспечения, одновременного существования миллирда-двух нищих, и 100-200 миллионов миллионеров и миллиардеров.

После перехода к товарному производству границы сообщества людей, осуществляющих совместное воспроизводство благ и совместную жизнедеятельность, стали быстро расширяться. Для современного общества характерна полная зависимость человека от общества при создании видимости свободы, объективно не существующей для отдельной личности.

Таким образом, условия, в которых осуществляется реализация цели, изменились очень сильно, но пока на планете сохраняются миллиарды нищих цель остаётся прежней. В этой цели "удовлетворение материальных потребностей" сохраняется именно, как цель человеческого существования. При этом, получается, что, так как человек может удовлетворить только свои собственные потребности, то каждый член общества объективно способен реализовать только свою собственную цель. Однако вторая часть объективной цели человеческого развития "удовлетворение духовных потребностей" и объективная необходимость общественного существования человека не сочетается с индивидуальной формой удовлетворения человеком своих потребностей в той форме, которая сложилась в современном обществе..

Не может существовать общей цели, если её удовлетворение достигается не только в индивидуальном порядке, но и за счёт окружающих, что неизбежно, если речь идёт об удовлетворении материальных потребностей за счёт источника, объективно ограниченного возможностями общества.

Наличие неисчерпаемого источника удовлетворения материальных потребностей, в который общество пытается превратить деньги, это не просто "утопия". Это глупость, так как материальные потребности совсем не безграничны, а должны оставаться в границах разумной "меры". Возникает вопрос, насколько правильно определяет понятие "цель", то общественное представление о ней, которое сложилось ещё в первобытно-общинном строе и с тех пор не претерпело существенных изменений. Ведь у жителей первобытно-общинного строя основной целью было не умереть с голоду, которая, и выражалась, как "удовлетворение материальных потребностей", ничем не отличаясь от инстинктивной цели любых животных. Соответственно, выбор средств, чтобы не допустить голодной смерти, вполне допускал и "каннибализм". В современном обществе цель мало изменилась, а что изменилось в средствах?

Средства, которыми располагает современное общество (производительные силы), достигли такого развития, когда угроза голодной смерти уже не витает над каждым членом общества, как это было при первобытно-общинном строе. Но и удовлетворение материальных потребностей, как главная задача, сохраняется почти для трети всего современного человечества, а, следовательно, и для человечества в целом. Имеет место очень важное обстоятельство, превращающее процесс удовлетворения материальных потребностей в современном обществе в значительно менее эффективный процесс, чем тот, который существовал даже при первобытно-общинном строе.

При племенном существовании уже могла иметь место частная собственность на оружие, на украшения или предметы одежды. Но частная собственность на блага, используемые в пищу, появилась, практически, значительно позже, уже в период товарного производства. Существование общей совместной собственности на жизненные блага при первобытно-общинном строе (субъект собственности – племя) и при натуральном хозяйстве (субъект собственности – семья) представляло собой, фактически, мощную систему социального обеспечения, действующую в естественной природной форме. Вся современная система социального обеспечения является лишь жалким подобием той системы взаимопомощи, которая существовала внутри тех первичных социально-экономических сообществ, которыми были сначала племя, а потом семья, как правило, достаточно крупная.

Кроме того, и племя, и семья представляли собой самостоятельную экономическую единицу, производящую, практически, всё, что требовалось для жизнеобеспечения членов племени или семьи. Экономическим аналогом этих сообществ является совсем не "юридическое лицо", а всё современное общество (т.е. миллионы людей, объединённые в миллионы юридических лиц), усилиями которых создаются те блага, которые потребляются, практически, каждой современной семьёй. Но для членов натурального хозяйства не имели практического значения ни цены на товары, ни стабильность "цены" денег, так как они получали, всё, что произвели, в натуральной форме. В то же время, для современного члена общества между его трудовым вкладом и конкретным благом, которое он должен потребить для поддержания своей жизнеспособности, возникла сложная система распределения, купли-продажи и обращения товаров и денег, которую современное общество превратило в источник создания денег без создания благ. Это система "свободного" рынка, за которым общество сохранило "право" самому (т.е. продавцам) устанавливать цены. В результате, член общества, трудовой вклад которого, объективно соответствующий, например, 100 тысяч рублей, был сначала оценён из-за отсутствия научно обоснованной системы оценки, например, в 50 тысяч рублей, за которые из-за ценового произвола удалось приобрести товаров всего на 30 тысяч рублей. Одновременно, другой член общества, трудовой вклад которого, объективно соответствующий, тоже 100 тысяч рублей, был оценён из-за отсутствия научно обоснованной системы оценки, например, в 200 тысяч рублей. Что позволило ему вложить "лишние" деньги в финансовую услугу и за счёт неэкономического обогащения получить ещё 100 тысяч рублей.

Подчеркнём ещё раз, что экономическим аналогом крестьянскому хозяйству является всё общество.

Существование в современном обществе, питающемся из "общего котла", который создаётся тоже совместными усилиями всего общества, нищих и миллионеров, это то же самое, как если бы в обычной крестьянской семье появился "свой" миллионер, или "свой" нищий, или и тот, и другой, одновременно. Это действительно так, но об этом "не принято" задумываться.

Современное общество, ликвидировав, практически, свою зависимость от природы в сфере производства материальных благ, в погоне за индивидуальным обогащением создало систему производственных отношений, препятствующую использованию тех потенциальных возможностей производительных сил, которые появились после перехода к товарному производству. В результате из-за неумения и нежелания организовать экономически обоснованное распределение благ, современное общество оказалось неспособным ликвидировать нищету. Но если раньше, когда каждая семья сама обеспечивала собственное существование, наличие нищих определялось общей низкой производительностью труда, при которой не каждому хозяйству удавалось работать достаточно эффективно, то в условиях товарного производства сочетание нищих и миллионеров – это наглядное доказательство неумения и нежелания общества обеспечить соблюдение естественных законов в распределении благ.

Вернёмся к понятию "цели человеческого развития". Что такое "процесс создание благ"? Это средство для обеспечения жизнедеятельности человека, создаваемое общими усилиями. Что такое процесс потребления благ? Это тоже средство для обеспечения жизнедеятельности человека, использование которого (средства) происходит, как и осуществление других физиологических функций, только в индивидуальном порядке. А что является целью?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: