Целью развития человека, обладающего, в отличие от всех животных, интеллектом, может быть только его духовное развитие, т.е. удовлетворение его духовных потребностей

Но положение (1), изложенное выше, даже, если бы оно было принято и осуществлено современным человечеством, всё равно не является достаточным для обеспечения объективно существующей цели человеческого развития. Оно обеспечивает средство для достижения цели, но не саму цель. Для достижения цели нужно ещё наличие особого "блага", о котором современное общество даже не вспоминает. Речь идёт о благе "свободное время".

Свободное время – это тот отрезок времени, которым человек может распоряжаться так, как он хочет, учитывая, что время, которое ему потребовалось и для работы, и для всех физиологических процессов своей жизнедеятельности, он уже потратил, что обеспечивает ему в данном вопросе "свободу выбора". Время – само по себе "благо", дарованное человеку природой. И от того, как он его использует, зависит, прежде всего, общее время его жизнедеятельности. "Свобода воли" человека в вопросе о том, каким временем он располагает для своей жизни вообще, хотя и ограничена, но во многом зависит от него самого.

Что изменится, если понятие "цель" ограничить только духовным развитием человека? Сама по себе такая "декларация" не изменит ничего. Нигде не установлено, что целью современного человека является "удовлетворение духовных и материальных потребностей". Просто человек так воспринимает окружающую жизнь. И пока он будет её так воспринимать, ничего не изменится. Будет и классовая, и расовая борьба, и экстремизм, и глобализм, и многие другие "измы". И, что, возможно, самое главное, будет сохраняться самая неэффективная форма производственных отношений, когда огромные производительные силы, созданные человечеством, используются с кпд паровоза, а интеллект у большинства членов общества остаётся невостребованным, и в целом используется обществом на 1-3% (а. возможно, и на доли %). Это является главным препятствием появления у членов общества, в том числе и самых обеспеченных, блага "свободное время", отсутствие которого лишает их возможности духовного развития. А индивидуальное богатство члена общества не способно создать это благо.

Новые взгляды, особенно на такие бытовые явления, как труд, отдых, семья и т.п. могут существенно измениться только со сменой поколений. В данном вопросе смены одного поколения будет, вероятно, мало. Однако предположить последствия такого фундаментального пересмотра понятия "цель" вполне возможно.

1. Происходит смена системы ценностей в человеческом обществе, при которой меняется и роль человека в обществе, и отношение к нему со стороны общества.

2. Целью человека становится духовное развитие, которое возникает у него не за счёт других членов общества, как это происходит с деньгами, а вместе с другими членами общества, что приводит к социальной консолидации всего общества.

3. Главным фактором, с помощью которого достигается цель, становятся не деньги, как это имеет место сегодня, а "свободное время".

4. Значение денег, как удобной формы товарно-денежного обращения сохраняется. Но их "способность" создавать" деньги и миллионеров больше обществом не признаётся. В представлениях людей она становится очевидной глупостью, в которой человечество упражнялось в XX-XI веках.

5. Главным производственным фактором признаётся человеческий капитал. Имущественный и денежный капитал служат человеку так же, как и лопата садоводу.

6. Деньги, как главное средство достижения человеком своей цели утрачивает свою роль, ценные бумаги существуют только, как финансовые обязательства, что не создаёт искусственной материальной дифференциации в обществе. Процессы денежного обращения, "создающие деньги" ("деньги делают деньги") признаются финансовой аферой и запрещаются.

7. Необходимость обеспечения благом "свободное время" требует перехода на интенсивную форму экономического развития, обеспечивающую рост производительности труда при одновременном сокращении ИФРВ, влечёт за собой ликвидацию огромных потерь времени, связанных с неустройством быта современного человека и безработицей.

В течение многих тысячелетий своего развития человечество продвинулось достаточно далеко в своих представлениях об окружающем нас мире. И одновременно оно до сих пор не смогло сформулировать ответ на, казалось бы, простой и естественный вопрос:

"Какая цель развития человеческого общества?"

Не смогло, или не захотело? Вероятно, придётся признать, что не захотело. Не смотря на то, что человек в силу своей биологической природы, обречён вести общественное существование, при котором цель одной особи вторична, а первичной является цель всего человечества, как вида, в современном обществе торжествует принцип "Человек – свободен". При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что человек, как биологическое существо, не может быть свободным, так как слишком ограничены естественные условия его существования. По существу, вся его "свобода" заключается в выборе методов собственного обогащения, да и та, на поверку, оказывается мифом, созданным им самим.

Кроме первобытно-общинного строя, в котором при распределении благ царила примитивная "справедливость", в последующих периодах утвердился способ существования одной части общества за счёт другой, который постепенно приобретал всё более изощрённые формы. Современная коррупция, особенно, финансовая, имеет под собой и морально-политическое, и психологическое, и законодательное обоснование, как в сознании большинства членов общества, так и в действующем законодательстве. Пока жива "свобода" в выборе человеком способов своего жизнеобеспечения, будет жить и коррупция, не подвластная в её современном исполнении правоохранительным органам.

Россия провозгласила себя "социальным государством", продемонстрировав перед всем миром полное непонимание этого вопроса. Государство становится "социальным", т.е. имеющим своей целью удовлетворение интересов всех членов общества не путём "провозглашения". Любое государство является "социальным" изначально, так как создаётся обществом в качестве инструмента (или "приказчика"), обеспечивающего общественные потребности. Все государства готовы подписаться, что имеют именно такую цель. Подлинный характер государства проявляется именно в сфере распределения экономических благ. Много производить, это, конечно, важно. И современное общество приближается к этому уровню. Но "социальным" и государство, и всё общество могут стать только тогда, когда в обществе не останется ни одного нищего и ни одной формы неэкономического обогащения, признаваемой "законной". Это трудная задача, но при желании она выполнима.

Авторы надеются, что "Элементарная экономика" окажется полезной для любых категорий населения, так как затронутые в ней вопросы касаются каждого члена общества. Но мы адресуем её, прежде всего, молодёжи, потому, что сложность предстоящих перемен, которые объективно будут происходить в любом случае, вероятнее всего, потребует такого времени, что станут их реальными проводниками в жизнь станут именно современные школьники.

Творческая группа "Мысль"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: