Промышленный переворот

К началу XIX в. промышленный переворот в Германии еще не начался. И в первые десятилетия XIX в. положение почти не менялось. Первый паровой двигатель появился в Германии в 1788 г., а второй — только в 1822 г. Правда, во втором десятилетии XIX в. началось некоторое оживле­ние в промышленности: континентальная блокада сокра­тила импорт дешевых английских товаров, их производ­ство пришлось налаживать в Германии. Именно в это время появились первые фабрики. Из-за феодальной раздроб­ленности отдельные районы Германии существенно раз­личались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургиче­ская и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфак­туры.

Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м гг. XIX в., но в это время он затронул только текстиль­ную промышленность в некоторых германских государствах. До середины XIX в. переворот не вышел из начальной стадии. Преобладало ремесло. Это объяснялось тем, что и в первой половине XIX в. сохранялись причины, тормо­зившие развитие производства: сохранялась феодальная раздробленность; продолжалось освобождение крестьян; Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.

К середине века события, происходившие в Германии, частично устраняют препятствия. В 1833 г. образован Тамо­женный союз, сначала объединивший только часть герман­ских государств, а затем к нему присоединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое

экономическое пространство. В 1848 г. произошла буржу­азная революция. Ее целями были ликвидация остатков феодальных отношений и политическое господство феода­лов, а также объединение Германии в единое государство и уничтожение феодальной раздробленности. Последнее было задачей необычной, так как феодальная раздроблен­ность кончается задолго до буржуазной революции.

Революция закончилась компромиссным соглашением между феодалами и буржуазией. В результате земля оста­лась в собственности юнкеров, политическую власть раз­делили феодалы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидировались. Объединение Германии пока не состоялось. Но все же революция несколько расчистила путь дальнейшему экономическому развитию. Главным стимулом развития промышленности и промышленного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось именно к середине века.

Промышленный переворот в Германии развернулся в 50—60-е гг. XIX в. Но даже к 1870 г. фабрика не вытес­нила мануфактуру и ремесло. Из всех занятых в это время в промышленности лишь половину составляли рабочие, а половину — ремесленники. Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохраня­лись отсталые аграрные. Завершение промышленного пере­ворота могло произойти и произошло только после оконча­тельного объединения Германии.

Промышленный переворот в Германии, ее индустриали­зация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности. Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с лег­кой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период 1850—1870 гг. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча камен­ного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя пере­ворот в текстильной промышленности начался в 1830-е гг., но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеян­ная мануфактура. Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строитель­ство железных дорог и военные потребности.

В середине XIX в. в Германии началось ускоренное с троительство железных дорог, причем в основном государ­ством, а не частными предпринимателями. Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стра­тегические цели.

Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая централь­ное положение в Европе, оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Герма­ния вновь оказалась в центре европейской торговли. Стро­ительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение, создавало огром­ный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, т.е. стимули­ровало развитие главных отраслей тяжелой промышленно­сти — металлургической, угольной, машиностроительной.

Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии, которая хотела объединить Германию, т.е. присоединить остальные германские госу­дарства. Для этого была необходима передовая военная тех­ника. Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия. На первое место среди них выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышлен­ности преобладали ручные станки, а на военных заводах Круппа работали 7 тыс. человек. Его заводы, занимавшие первое место в мире, производили лучшие пушки. Вторая особенность индустриализации Германии состояла в том, что Германия была страной молодого капитализма. Гер­манские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же осна­щение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Обновить его было сложно, так как сначала сле­довало избавиться от всего устаревшего. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. В Германии, например, были открыты методы производства анилиновых красок, изобретена динамомашина, а в результате открытий в хими­ческой и электротехнической промышленности Германия быстро вышла на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню промышленности Гер­мания вырвалась вперед. Этому способствовала также иностранная конкуренция. Если на начальном этапе раз­вития капитализма она «заглушала» промышленность, то в период промышленного переворота иностранная кон­куренция способствовала его развитию. Выживали только передовые, наиболее совершенные предприятия. Немецкие заводы строились на базе новейшей техники, так как им требовалось выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии. Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у бур­жуазии, а у помещиков. Для мобилизации всех капиталов на развитие промышленности в Германии развертывается усиленное акционерное предпринимательство (грюндер­ство). Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. В результате оказалось, что юнкеры заняли силь­ные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в про­мышленности. По объему промышленного производства Германия занимала третье место в мире. Впереди остава­лись Англия и США. В соответствии с ростом промыш­ленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 1850—1860-е гг. — в три раза. Если в первой поло­вине столетия Германия вывозила в основном сельскохо­зяйственную продукцию и сырье, то теперь в экспорте преобладала промышленная продукция — уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном про­мышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяй­ственная продукция.

Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой служили экс­плуатация колоний и огораживание, в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Отметим, что большую роль в хозяйстве Герма­нии играло государство. Оно строило железные дороги, с его помощью создавалась военная промышленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: