Заключение

Нейропсихология— это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у человека, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

В 1969 году А.Р. Лурия отмечал лимит времени проведения эксперимента в клинике локально-органических поражений мозга. Это связано в первую очередь с быстрой истощаемостью внимания больных, снижением их умственной работоспособности и т. п. Поэтому, при всем многообразии конкретных методических приемов исследования важно придерживаться определенной схемы эксперимента, к чему, собственно, и стремятся все разработчики. Следует помнить, что способ преодоления ошибок испытуемым, его отношение к неудачам также могут оказаться значимыми в топико-диагностическом отношении.

Многолетний опыт нейропсихологической диагностики позволяет утверждать, что основные требования, которым должен соответствовать набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач состоит в следующем: необходимы избирательная надежность и валидность методов исследования тех высших психических функций, нарушения которых могут иметь место при локальных поражениях мозга.
Методики должны быть доступны для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, для чего желательна их предварительная стандартизация на нормативной выборке, включая и относительно малообразованных людей.

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики. Изучение эмоционального развития в психологии рассматривается с принципом единства, подразумевающего, что эмоциональное развитие тесно связано с другими областями развития. Нейропсихологическое исследование, как и любое другое медико-психологическое исследование, надо строить с учетом индивидуальных особенностей больного.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся « автономным » развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.).

При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий на этапе « консолидации » с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово "болезнь" в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам "нормальными", "такими, как это обычно бывает", и поэтому требуют особого объяснения. Однако содержательное, а не интуитивное определение клинической нормы как теоретического конструкта - это большая методологическая проблема.

Проблемы, связанные с употреблением понятия болезни, привели к тому, что сегодня более предпочтительным становится термин "психические, личностные и поведенческие расстройства", который охватывает различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле этого слова.

Список используемой литературы:

1. А.Карелин «Большая энциклопедия психологических тестов».

2. Анохин П.К. Эмоции/Психология эмоций.-М.:Московский университет, 1993.- с.181-188.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:норма и отклонения.-М., 1990.-342с.

4. Т.Г.Визель. Основы Нейропсихологии.-М.,АСТ.Астрель,2005-384

5. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений.-М.,1976.-376с.[16]с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в6-ти т. Т4.:Детская психология Под.ред. Д.Б.Эльконина.-М.:Педагогака,1983.-432с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.5 Основы дефектологии/ Под ред.Т.А.Власовой.-М.:Педагогика,1983.-с.34-49.

8. Гуревич «Психодиагностика».

9. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста; Академия - Москва, 2009. - 272 c

10. Изард К.Е.Эмоции человека.-М.,1980.-440с.

11. Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника//Дошкольное воспитание.-1968.-№2.-с.41-44.

12. Кулганов В.А., В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов «Основы клинической психологии».

13. Лаак Я.Т. «Психодиагностика».

14. Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития//Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова.=1980.№3.-с.407-412.

15. Лурия-Основы нейропсихологии.

16. «Психология Эмоций». Тексты/Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.:Изд-во Моск.ун-та, 1984.-288с.

17. Парняков А.В.,Власова-Нейропсихологические синдромы. 2-е изд.(СГМУ,2004)

18. К.Прибрам. Языки мозга: Эксперимент, методика и принципы нейропсихологии. М.,1975

19. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. «Основы клинической психологии».

20. Цветкова Л.С.-Методика нейропсихологической диагностики детей.

21. Д.О.Хебб. «Организация поведения: нейропсихологическая теория». 1949

22. Хомская Е.Д.-Нейропсихологическая диагностика.

Приложения


1.3 Особенности нейропсихологической
диагностики эмоционально-личностной сферы

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленности измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизированные методы измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: