Других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых
Людей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобрения
Или молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они
Обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания во много раз превосходящие те,
Которых он боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них,
То, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других.
А благоразумие... Все благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращенных к
Муавии: «Кто добьется довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей;
А кто добьется довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-
Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведет по верному пути,
Вдохновит и убережет от зла его души, откажется от одобрения запрещенного деяния и будет стойким
|
|
по отношению к их [людей. — Ред.] вражде. Он добьется успеха как в этом мире, так и в ином,
Подобно пророкам и их последователям.
Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют
Страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них.
Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это
Искушение приводят к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли
Страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.
Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и
Переносят возникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскоре расстанутся.
Эти же люди из-за недостаточности своего знания убегают от мучений врагов посланников к
Согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха.
Мучения от искушения людей при бегстве от него превращаются в наказание Аллаха. Вот самый
великий ущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений на час — в вечных муках! Если же
Аллах дае'т победу противникам или друзьям такого человека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах
Лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце».
В этом аяте содержится также ответ мурджиитам и карматам, так как в нем утверждается, что
только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесет пользы. Это еще"